Для самостоятельной работы студентов

1. Изучить материал темы в учебниках:

1) Носова С.С. Экономическая теория: учебник. - М.: КНОРУС, 2011. – С. 31–60, 251–256.

2) Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. – Киров: АСА, 2012. – С. 27–49, 60–63, 82, 317–326, 363, 708–710.

3) Экономика: учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2011. – С. 31–54, 118–153, 270–271, 312–328.

2. По вопросу 6 темы изучить нормативно-правовые документы:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. Ст. 1225.

2) Об информации, информационных технологиях и о защите информации: ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Cт. 2, 3, 5.

3) О персональных данных: ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. Ст. 3, 4, 5, 6.

3. Изучить материал темы по лекционному материалу, схемам, таблицам.

4. Выучить определения основных понятий и категорий по теме.

5. Самостоятельно ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

1) Зачем нужна экономическая наука обществу?

2) Какое место среди других наук об обществе занимает экономическая теория? Есть ли взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние между ними?

3) Назовите и раскройте четыре основных вопроса экономической науки.

4) Какие методы познания экономических явлений и процессов использует экономическая наука?

5) Установите соответствие между методами экономических исследований и их содержанием:

1. Анализ. 2. Синтез 3. Индукция. 4. Дедукция. 5. Абстракция.

а) отвлечение в процессе исследования экономического явления от несущественного, неглавного;

б) познание экономического явления, предполагающее делать выводы при переходе от общих фактов к частным;

в) познание экономического явления, предполагающее делать выводы на основе перехода от частных фактов к общим;

г) соединение отдельных частей экономического явления в процессе его познания в единое целое;

д) познание экономического явления на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей.

6) Назовите основные экономические проблемы, стоящие перед любым обществом. Покажите взаимосвязи между ними?

7) Назовите круг проблем микро- и макроэкономики.

8) Назовите имена наиболее известных российских ученых-экономистов начала XX века и современности, их вклад в развитие мировой теоретической экономики.

9) Как называется экономико-математический метод, сформулированный Л.В. Канторовичем?

10) Назовите лауреатов премии «В память Нобеля» по экономике за 3 последних года. Чем они прославились?

11) Какие элементы присущи экономической системе?

12) Как разные экономические системы решают основные проблемы экономики?

13) Какова роль человека в рыночной и централизованной командной экономике?

14) Прав ли Дж. Гэлбрейт: «Наилучшая экономическая система – это та, которая максимально обеспечивает людей в том, в чем они больше всего нуждаются» («Экономическая теория и цели общества»)?

15) Сформулируйте и объясните, докажите закон возвышения потребностей.

16) Критически проанализируйте следующее утверждение: «Не правильно, что потребности насытить невозможно. Я получаю все то количество кофе, которое я хочу выпить каждое утро за завтраком».

17) Как понимать безграничность потребностей индивида и общества?

18) Каковы причины постоянного повышения человеческих потребностей?

19) Какова позитивная сторона в факте постоянно растущих потребностей? Имеется ли негативный аспект в данном процессе? Существует ли объективный предел для роста потребностей человеческого общества?

20) В чем единство и различие производства, распределения, обмена и потребления?

21) Какое значение в экономике имеет процесс воспроизводства? Чем отличается расширенное воспроизводство от простого?

22) Перечислите виды экономических ресурсов. Дайте им характеристику.

23) Выберите правильный вариант ответа. Одним из свойств факторов производства как групп ресурсов является: а) их полная взаимозаменяемость; б) неопределенность их как экономической категории; в) количественная неограниченность; г) их взаимозаменяемость в некоторых пределах.

24) Труд, капитал, земля, предпринимательские способности – основные составляющие классификации экономических ресурсов. Можно ли к экономическим ресурсам отнести деньги и время? Обоснуйте ответ.

25) Раскройте общие и отличительные черты для таких ресурсов, как: а) управленческие и предпринимательские способности; б) информация и знания.

26) Что такое финансовый (денежный) и реальный секторы экономики? Чем они различаются?

27) Докажите примерами тезис «ограниченность ресурсов».

28) Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человеческого общества?

29) В чем состоит различие понятий земельной ренты в сельском хозяйстве и квазиренты, получаемой какой-либо фирмой в промышленности?

30) Какие факторы влияют на цену земельного участка?

31) Почему знания считаются экономическим ресурсом?

32) Какими характеристиками должна обладать отрасль, чтобы ее отнесли к наукоемкой?

33) Что относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации?

34) Перечислите основные понятия, используемые в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

35) Назовите сферу действия и цель Федерального закона «О персональных данных».

36) Какие показатели экономической эффективности вам известны? Как они рассчитываются в здравоохранении?

37) Какие факторы влияют на производительность труда в учреждениях здравоохранения?

38) Объясните, что показывают точки на кривой производственных возможностей, вне кривой?

39) Как экономическая наука объясняет проблему выбора?

40) Что такое «вмененные» («альтернативные») издержки?

41) Как связаны нынешние производственные альтернативы с будущим ростом производства?

42) Что означает эффективное и полное использование ресурсов?

43) Может ли общество преодолеть ограниченность ресурсов и выйти за границу своих производственных возможностей?

6. Подготовить выступление с докладом.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос; анализ ответов, сообщений, докладов; проверка заданий в тетради, в схемах и таблицах; тестовый контроль; оценка рефлексии; работы у доски.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос; анализ ответов, сообщений (докладов); проверка заданий в тетради; тестовый контроль.

Наши рекомендации