Раздел 1. Микроэкономика
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА
Экономика
Учебно-методический комплекс
для студентов специальности 030501.65
«Юриспруденция»
¨ Учебная программа
¨ Тематические планы
¨ Задания для практических занятий
¨ Тесты
¨ Вопросы для подготовки к зачету и экзамену
¨ Список рекомендуемой литературы
Тверь 2012
Мухометзянова Л.В.
Экономика: Учебно-методический комплекс.– Тверь: ТФ МГЭИ, 2012,- 47 с.
Одобрено кафедрой финансов и кредита. Протокол заседания кафедры от 16 мая 2012 №10. Для студентов специальности 030501.65 «Юриспруденция» Тверского филиала Московского гуманитарно-экономического института
СОДЕРЖАНИЕ
с.
Предисловие | |
1. Программа курса | |
2. Тематические планы | |
3. Планы практических занятий | |
4. Задачи для проведения практических занятий | |
5. Тематика рефератов | |
6. Тесты | |
7. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену | |
8. Литература |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дисциплина «Экономика» относится к одной из общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В ней рассматриваются основные вопросы экономической теории, исследуются особенности индивидуального и общественного воспроизводства, микро- и макроэкономические модели, а также раскрываются способы их практического применения субъектами хозяйственной деятельности.
Главная цель дисциплины – реализация социально-экономических аспектов основной образовательной программы и учебного плана высшего профессионального образования на уровне, отвечающим требованиям Государственного образовательного стандарта, подготовка профессиональных юристов.
Основные задачи, решаемые в ходе преподавания:
- формирование у студентов экономического мышления и высокого уровня экономической культуры, понимания рационального в хозяйственной деятельности общества и условий оптимизации деятельности домохозяйств, фирм (предприятий) и национальной экономики;
-выработка навыков творческого анализа явлений и процессов экономической действительности;
- глубокое осмысление сути хозяйственных процессов, происходящих в современной российской и мировой экономике в условиях глобализации.
Дисциплина «Экономика» включает три раздела и 21 тему, способствующую формированию у студентов профессиональных знаний, умений и навыков. Она базируется на знаниях таких дисциплин, как «Философия», «Логика», «Иностранный язык» и, в свою очередь, является основой для более глубокого освоения таких общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, как «Финансовое право», «Страховое право» и др.
Учебный процесс осуществляется в виде лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов. Итоговыми формами контроля являются зачет и экзамен.
В результате освоения дисциплины «Экономика» студент должен:
знать:
-процесс формирования и современное состояние экономики как науки и её важнейших разделов (микро- и макроэкономики);
-принципы поведения экономических агентов, особенности индивидуального и общественного воспроизводства;
- модели экономического развития;
-способы эффективной хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики;
-условия формирования равновесия национального рынка и механизм его обеспечения;
-формы проявления макроэкономической нестабильности и основные направления стабилизационной политики государства;
-методы регулирования национального хозяйства;
-пути достижения нового качества экономического роста в условиях глобализации.
уметь:
-применять полученные знаний для обоснования стратегии и тактики деятельности первичного хозяйственного звена;
-исследовать, выявлять и обосновывать конкретные пути повышения экономической эффективности деятельности физических и юридических лиц, а также национальной экономики в современных условиях в современных условиях;
-анализировать и оценивать состояние экономической конъюнктуры.
владеть навыками:
-анализа равновесия в потреблении и производстве;
-исследования динамики производственных процессов в рамках первичного хозяйственного звена;
-разработки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности фирм в краткосрочном и долгосрочном периодах;
-обоснования стратегии предприятия, функционирующего в условиях различных рыночных структур;
-моделирования различных рыночных ситуаций и расчета основных макроэкономических переменных.
Программа курса
Тема 1. Введение в экономику. Предмет и метод экономической теории.
Введение в экономическую теорию. Предмет экономики как науки. Блага и их классификация. Предпосылки возникновения экономики: потребности, ресурсы. Закон возвышения потребностей. Ограниченность благ, экономический выбор и альтернативные издержки. Экономические агенты и экономические отношения в обществе.
Закон редкости благ. Граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и социальным равенством. Экономические системы: понятие и основное содержание. Роль институтов в формировании экономических систем.
Основные этапы развития экономической теории. Парадигма и структура современной экономической теории.
Методы экономической теории и их характеристика. Позитивный и нормативный подходы к анализу экономических явлений. Экономические категории. Основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты. Приватизация. Формы собственности. Экономические законы и специфика их проявления в процессе хозяйственной деятельности.
Раздел 1. Микроэкономика.
Тема 2. Теория спроса и предложения.
Предмет, основные понятия и проблемы микроэкономики. Потребителя и производители. Рынок: условия возникновения, сущность и структура. Функции рыночного механизма: ценовое информирование производителей: что, как, в каком объеме и для кого производить; распределение ресурсов между отраслями и видами производства; стимулирование товаропроизводителей; ускорение научно-технического прогресса (НТП).
Совершенная конкуренция как абстрактная модель рыночной экономики. Признаки свободного рынка. Эффективность конкурентных рынков. Особенности и условия формирования рыночной экономики в России.
Понятие стоимости (ценности) экономических благ. Трактовка категорий «себестоимость», «полезность» и «ценность» блага различными школами экономической науки.
Спрос и предложение. Спрос, закон спроса. Факторы спроса. Кривая спроса, функция спроса и его изменения. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение и его факторы. Закон предложения. Кривая предложения, функция предложения и его характеристика.
Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. Эластичность спроса по цене и доходу. Эластичность предложения по цене. Эластичность точечная и дуговая. Применение эластичности в микроанализе. Излишек потребителя и излишек производителя.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие и равновесная рыночная цена. «Потолок цен» и дефицит. «Пол цены» и избыток благ. Паутинообразная модель равновесия. Типы равновесия: мгновенное, краткосрочное и длительное.
Государственное воздействие на механизм рыночного ценообразования: влияние налогов, дотаций и фиксированных цен. Оценка и прогнозирование последствий изменений рыночных условий.
Тема 3. Теория поведения потребителей.
Гипотеза о рациональном поведении потребителя. Полезность, цена, доход как фундаментальные категории теории потребительского поведения в рыночной экономике.
Кардиналистская концепция поведения потребителя. Общая полезность. Принцип убывающей полезности. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Аксиомы теории потребительского выбора. Первый и второй законы Г. Госсена. Формула максимизации полезности.
Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции потребительского поведения. Наборы благ. Кривые безразличия и предельная норма замещения одного блага другим. Бюджетное ограничение и потребительский выбор. Уравнение бюджетной линии и факторы ее смещения.
Формирование оптимума (равновесия) потребителя. Анализ изменения оптимума потребителя при изменении цен товаров и дохода потребителя. Кривая «доход-потребление». Реакция потребителя на изменения дохода в зависимости от видов благ. Кривые Э. Энгеля.
Влияние изменения цен на товаров на поведение потребителей. Эффект дохода и эффект замещения. Парадокс Р. Гиффена.
Тема 4. Фирма (предприятие) в современной экономке. Издержки производства и прибыль.
Фирма: понятие, экономическая природа и цели деятельности. Механизм координации экономической деятельности в рамках фирмы (предприятия). Предпринимательство как особая экономическая категория, одна их форм бизнеса и особый тип экономического мышления. Классификация фирм (предприятий) по формам собственности на капитал и степени концентрации капитала. Особенности предпринимательской деятельности в современной российской экономике.
Равновесие конкурентной фирмы. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.
Выручка и прибыль. Сущность издержек производства. Бухгалтерские издержки и альтернативные (экономические) издержки. Нормальная и экономическая прибыль. Принцип максимизации прибыли при совершенной конкуренции.
Виды издержек. Совокупные издержки, средние издержки и предельные издержки. Определение оптимального объема выпуска фирмы. Краткосрочное и долгосрочное равновесие фирмы.
Варианты соотношения рыночной цены и средних издержек производства: максимизация прибыли конкурентной фирмы; самоокупаемая конкурентная фирма; конкурентная фирма, несущая убытки; минимизация убытков конкурентной фирмы; прекращение производства конкурентной фирмой.
Тема 5. Модели рыночной структуры. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции.
Модели рыночной структуры. Институциональные и поведенческие признаки рынка совершенной конкуренции.
Производство и его основные факторы. Производственный процесс как деятельность по использованию факторов производства для достижения наилучшего результата. Производственная функция. Понятие производительности факторов производства.
Производство в краткосрочном периоде. Эффект масштаба.
Производство в долгосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства. Закон убывающей предельной производительности. Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая эффективность. Изокванты. Формирование оптимума (равновесия) производителя. Предельная норма технологической замены и ее динамика. Изокоста. Правило минимизации затрат и правило максимизации прибыли фирмы.
Тема 6.Фирма в условиях чистой монополии. Естественная монополия и ее особенности.
Характеристика несовершенной конкуренции. Монополия: сущность, институциональные и поведенческие признаки. Особенности кривой спроса на продукцию фирмы-монополиста и кривой предельного дохода. Оптимизация объема выпуска в условиях монополии. Прибыль и потери фирмы-монополиста. Условие максимизации прибыли монополиста. Сравнительный анализ равновесия в условиях монополии и в условиях совершенной конкуренции. Потери общественного благосостояния при монополии.
Рыночная власть, ее измерение. Коэффициент А. Лернера. Индекс рыночной концентрации. Принципы ценообразования при рыночной власти. Ценовая дискриминация. Захват потребительского излишка. Диверсификация цен. Взаимосвязь цены, предельных издержек и эластичности спроса при монопольном ценообразовании. Сравнительный анализ эффективности совершенной конкуренции и монополии. Антимонопольное регулирование.
Естественные монополии. Совокупный спрос и масштаб фирмы. Равновесие естественной монополии. Политика государства в отношении естественных монополий.
Тема 7. Фирма в условиях монополистической конкуренции и олигополии.
Монополистическая конкуренция: понятие, условия возникновения, институциональные и поведенческие признаки. Дифференциация продукции. Максимизация прибыли. Определение цены и оптимального объема производства монополистической конкурентной фирмы. Краткосрочное и долговременное равновесие при монополистической конкуренции. Поведение отдельной монополистически конкурентной фирмы и отрасли. Монополистическая совершенная конкуренция: общее и особенное. Проблема избыточных мощностей при монополистической конкуренции.
Особенности рыночной власти в условиях олигополии. Олигополия: сущность, виды, институциональные и поведенческие признаки. Стратегическое поведение фирмы при олигополистической рыночной структуре. Барьеры входа и выхода (в отрасли). Модель А. Курно. Кривые реакции и равновесия в условиях дуополии.
Теория олигополистического ценообразования. Тайный сговор. Модель ценового лидерства. Ломаная кривая спроса. Устойчивость цен в условиях олигополии при изменение издержек.
Олигополистические рыночные структуры в современной российской экономике.