СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

ТЕМА: Налогово-бюджетная система и налогово-бюджетная политика.

(2 часа).

Цель занятия:

1. Объяснить содержание и цели фискальной политики.

2. охарактеризовать проблемы, которые возникают в ходе осуществления фискальной политики.

3. Раскрыть понятия бюджетного дефицита и государственного долга.

4. Выявить последствия государственного долга.

ВОПРОСЫ для обсуждения.

1. Сущность и функции финансов. Финансовая система.

2. Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

3. Государственный долг и его экономические последствия.

4. Налоги их виды. Кривая Лаффера.

5. Дискреционная и недискреционная налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

Темы рефератов:

1. Роль местных бюджетов в проведении региональной экономической политики.

2. Налоговая система Российской Федерации.

ТЕСТЫ по теме.

Выберите правильные ответы.

1. Государственный бюджет – это:

а) счет доходов и расходов государства

б) все источники доходов государства

в) все статьи государственных доходов

г) все ответы неверны

2.Дефицит государственного бюджета – это:

а) превышение доходов государства над его расходами

б) увеличение расходов государства

в) превышение расходов государства над его доходами

г) уменьшение налоговых поступлений в бюджет

3. Прямые налоги – это:

а) налоги на все виды доходов

б) налоги на продажу товару

в) налоги на перепродажу товаров

г) все ответы неверны

3. Взаимосвязь между ставкой налогов и величиной налоговых поступлений в государственный бюджет отражается:

а) кривой Филипса б) кривой Оукэна в) кривой Лаффераг) все ответы неверны.

4. Какая из перечисленных статей не относится к расходам государственного бюджета:

а) выплату по государственному долгу

б) доходы от государственной собственности

в) административно-управленческие расходы

г) займы и помощь иностранным государствам.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое финансовая система?

2. Почему существуют центральные и местные бюджеты, как они финансируются?

3. Какими принципами руководствуются при построении налоговой системы?

4. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

5. Почему государство вынуждено прибегать к займам?

6. Что такое налогово-бюджетная (фискальная) политика?

Задачи и упражнения:

1. Определите, какие налоги относятся к прогрессивным, регрессивным и пропорциональным:

а) подоходный налог б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на прибыль предприятий; г) акцизный налог;

д) налог на имущество.

2. АО имеет прибыль 60 млн.руб, нанимает 100 рабочих, з/плата каждого 25 тыс.руб. в год. Половина чистой прибыли распределяется поровну между 200 акционерами. Найдите чистый доход каждого рабочего, если половина из них акционеры этого АО. Налог на прибыль – 24%. Подоходный налог – 13%. ЕСН – 35.6%.

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Объяснить, как государственные расходы влияют на кругооборот доходов.

2. Объяснить, как налоги влияют на кругооборот доходов.

3. Дать определение понятий «БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ» и «БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ» и объяснить, каким образом налоговая ставка, уровень доходов и уровень государственных расходов могут служить показателем избытка или дефицита государственного бюджета.

4. Объяснить при каких условиях, государство может проводить стимулирующую или сдерживающую фискальную политику.

Основные термины и понятия:

Акциз. Бюджетный дефицит. Государственный долг. Дотация. Налоговая система. Косвенные налоги. Налог. Пропорциональный налог. Субсидии. Финансовая система. Социальные взносы. Государственный бюджет. Государственная политика. Кривя Лаффера. Финансы. Прогрессивный налог. Регрессивный налог.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14.

ТЕМА:Доходы населения и социальная политика государства. (2 часа)

Цель занятия:

1. Определить различия между факторными доходами и личными.

2. Уяснить как измеряется неравенство доходов в экономике с помощью кривой Лоренца.

3. Обратить внимание на методы предотвращения социально неприемлемой дифференциации реальных доходов населения.

ВОПРОСЫ для обсуждения:

1. Социальная сфера: содержание, проблемы и противоречия.

2. Основные приоритеты и направления социальной защиты.

3. Модернизация (реформирование) социальной сферы России.

4. Проблема справедливого распределения в рыночной экономике.

5. Личные и располагаемые доходы. Проблема измерения неравенства и распределения доходов: кривая Лоренца и коэффициент Джини.

6. Государственная политика перераспределения доходов.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература:

1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.

Дополнительная литература:

1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.

2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.

3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.

Темы рефератов:

1. Организация здравоохранения в России.

2. Организация социальной защиты населения России.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните причины, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.

2. Как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства?

3. В чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств?

4. Дайте определение социальной политики и объясните, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

5. Дайте определение понятия социальной защиты и назовите объекты социальной защиты.

6. Как связаны социальные риски и социальная защита?

7. Дайте определение социального риска.

8. Как изменяется сегодня соотношение социальной защиты и социального риска, соотношение социального обеспечения и индивидуальной ответственности?

9. Обоснуйте тезис, что бедность и нуждаемость — социальные болезни современного общества.

10. Поясните, что понимается под абсолютной, относительной и субъективной бедностью (нуждаемостью).

11. Расскажите о методах и методиках измерения бедности индивида и домохозяйств. Какие причины, по вашему мнению, могут сделать домохозяйство бедным (нуждающимся)?

12. Что такое прожиточный минимум? Как он определяется? Что такое потребительская корзина?

13. Назовите основные направления социальной защиты населения.

14. Какие государственные программы социальной поддержки населения вы знаете?

15. Что вы знаете о зарубежном опыте социальной защиты населения?

Задачи и упражнения:

1. Эссе "Социальное иждивенчество: пути смягчения"

Требуется дать собственную оценку феномену социального иждивенчества, выделяя его неизбежную и субъективную составляющие. Обязательным разделом эссе являются предложения по предотвращению социального иждивенчества, обусловленного (мотивированного) несовершенством действующего законодательства.

2. Эссе "Что нужно изменить в законодательстве о занятости"

Требуется дать собственную оценку пробелов и недостатков законодательства о занятости населения и обосновать предложения по его совершенствованию.

Теперь вы должны уметь(знать):

1. Дать объяснение причинам, которые вызывают гетерогенность общества по уровню потребления.

2. Объяснить как происходит перераспределение доходов между членами домохозяйства.

3. Определить в чем состоит социальная ответственность государства и домохозяйств.

4. Дать определение социальной политики и объяснить, чем отличается социальная политика, понимаемая в широком смысле, от социальной политики, понимаемой в узком смысле.

5. Дать определение понятия социальной защиты и назовите объекты социальной защиты.

6. Дать определение социального риска.

7. Пояснить, что понимается под абсолютной, относительной и субъективной бедностью (нуждаемостью).

8. Рассказать о методах и методиках измерения бедности индивида и домохозяйств.

9. Дать определение что такое прожиточный минимум. Как он определяется. Что такое потребительская корзина.

13. Назвать основные направления социальной защиты населения.

Наши рекомендации