СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: Предмет и методы экономической теории. История развития экономической науки. (2 часа)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Понять, что изучает экономическая теория.
2. Изучить методы экономического анализа.
3. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и как они взаимосвязаны.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
1. Зарождение экономической теории учения мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, Средневековья.
2. Экономические школы и их представители.
3. Основные направления современной экономической теории.
4. Предмет экономической теории и ее функции. Микро-, меза-, макро и мегаэкономика.
5. Методы экономических исследований. Экономические законы. Связь экономической теории и экономической политики.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература:
1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.
2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.
3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.
Темы рефератов:
1. Модель человека в экономической теории.
2. Российская экономическая мысль и ее вклад в развитие экономики.
ТЕСТЫ по теме.
Выберите правильные ответы.
1. Понятие «политическая экономия» впервые ввел в науку
а) Адам Смит; б) Давид Рикардо; в) Карл Маркс;г) Антуан де Монкретьен
2. Нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности – это:
а) интерес; б) благосостояние; в) товар; г) потребность
3. Экономический интерес человека предполагает стремление
а) работать на собственника фирмы
б) работать на общество
в) производить товары для нуждающихся
г) удовлетворять свои потребности
4. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) производство в масштабе всей экономики
б) численность занятых в хозяйстве
в) общий уровень цен
г) производство сахара и динамику его цены
5. Экономическая теория:
а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем
б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами
в) не является наукой
г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики
Вопросы для самоконтроля :
1. Что составляет предмет экономической теории?
2. Почему экономисты говорят, что экономические потребности общества безграничны?
3. Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?
4. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и экономической политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.
Задачи и упражнения:
1. Какие практические и экономические связи устанавливает ваша семья с предприятиями и государством, чтобы обеспечить свою нормальную жизнь и благополучие?
2. Через сколько мест пройдет продукт питания, прежде чем попадет в ваше домашнее хозяйство? Опишите несколько «цепочек» движения продуктов питания от места их производства до вашей семьи .
Теперь вы должны уметь(знать):
1. Дать определение экономической теории и экономической политики.
2. Установить различия между микроэкономикой и макроэкономикой и привести примеры вопросов, которые они решают.
Основные термины и понятия:
Экономическая теория. Экономическая политика. Экономические категории. Экономические законы. Нормативная экономика. Экономический рост.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
ТЕМА: Теория производства. Общественное производство-основа развития общества. (2 часа)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
1. Выяснить, что такое производственные ресурсы и каковы признаки их классификации.
Раскрыть понятие « экономическая эффективность».
2. Понять, как технология влияет на производственные возможности общества.
3. Уяснить, что представляет собой модель и кривая производственных возможностей.
ВОПРОСЫ для обсуждения:
1. Понятие производства. Взаимосвязь производства с потребностями.
2. Процесс воспроизводства. Его основные фазы.
3. Структура общественного производства.
4. Эффективность производства, факторы его повышения.
5. Понятие издержек производства, их классификация. Эффект масштаба производства.
6. Понятие ресурсов, их виды, проблема ограниченности и эффективного использования. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек и убывающей производительности.
Основная литература:
1.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская, - 6-е изд. – М.: КНОРУС, 2012.- 384с.
Дополнительная литература:
1. Борисов Е.Ф. Экономика. - М., Проспект, 2009.
2. Экономическая теория: учеб. пособ./Под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 5-е изд.,перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008.
3. Экономическая теория.: учебное пособие / под ред. В.М. Соколинского. – 6-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013 – 464с.
Темы рефератов:
1. Экономическая эффективность производства: сущность и основные показатели.
2. Общественное производство, его структура и роль в обществе.
ТЕСТЫ по теме.
Выберите правильные ответы:
1. Процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека, это:
а) обмен; б) распределение; в) экономический рост; г) производство.
2. Факторы производства экономических благ - природные, людские, материальные, финансовые – это:
а) ресурсы; б) потребности; в) услуги; г) модель.
3. Основными стадиями хозяйственной деятельности являются:
а) создание, использование, ремонт, восстановление
б) проектирование, опытное производство, серийное производство
в) зарождение, развитие, старение, умирание
г) производство, распределение, обмен, потребление
4. Под ограниченностью ресурсов в экономике понимают:
а) невозможность удовлетворения всех потребностей
б) расположение ресурсов в труднодоступных зонах
в) нехватку собственных природных богатств в стране
г) нехватку денег для покупки всего, что нужно
5. Кривая производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить.
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров
в) альтернативную комбинацию при наличии данного количества ресурсов
г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите факторы производства. Какие факторы влияют на расширение производственных возможностей?
2. Чем определяется динамика редкости ресурсов?
3. В чем заключается проблема выбора для экономической теории?
4. Какое предположение о характере поведения человека лежит в основе многих экономических теорий?
Задачи и упражнения:
1. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и черепаховых яиц. В день каждый собирает либо 20 кокосов либо 10 черепаховых яиц. Начертите кривую производственных возможностей экономики страны.
2. Профессор экономики тратит на поиск продуктов питания (качественных и дешевых) 30 часов в месяц. Стоимость его закупок в месяц равна 4000 рублей. Если бы он покупал продукты без поиска, то тратил бы на продукты питания на 25% больше. В час профессор зарабатывает 30 рублей. Стоит ли ему заниматься поисками дешевых продуктов питания? Вычислите сумму которую профессор экономит или растрачивает, занимаясь поисками.
Теперь вы должны уметь(знать):
1. Объяснить проблему дефицитности ресурсов.
2. Построить кривую производственных возможностей и объяснить принципы, лежащие в ее основе.
3. Дать определение издержек и их классификацию.
Основные термины и понятия:
Производственные ресурсы. Средства производства. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Технология. Экономическая эффективность. Альтернативные издержки.