Предпринимательские ресурсы мира
Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские способности, предпринимательство) — это способность к эффективной организации взаимодействия основных экономических ресурсов: труда, земли, капитала, знаний для осуществления хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители — предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты, его этика и культура. К предпринимателям относят владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов бизнеса, которые сочетают в одном лице владельцев и управляющих. Таким образом, предприниматель — это лицо, занимающееся организацией экономических процессов на микроуровне., составная часть национального предпринимательского потенциала — это этика и культура, сам предпринимательский дух общества.Знания — это совокупность сведений в различных областях. Главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).
Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
Основные тенденции развития сферы образования таковы: построение непрерывной цепочки этапов образования, фундаментализация и профессионализация (сочетание базовых знаний со специальными), междисциплинарность, ускоренное развитие новых дисциплин (информатика, биотехнология и т.д.), диверсификация (конкуренция между школами, формами обучения), демократизация, интернационализация. Общим для развитых стран является наличие часто перекрывающих друг друга ступеней образования, после которых учащийся получает соответствующий диплом и четко определенные преимущества для дальнейшего обучения или поступления на работу или же продвижения по службе.
12 вопрос Ресурсы знаний в мире Знания –
Ресурсы знаний в мире Знания – это совокупность сведений в различных областях. Они становятся главным экономическим ресурсом (фактором производства) в современном мире. Новые знания: -вырабатываются прежде всего наукой -усваиваются через образование и профессиональный опыт -распространяются через средства информации.
Научные ресурсы мира Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР. НИОКР (R&D) – научные исследования и опытно-конструкторские работы Важнейшие показатели НИОКР в стране: -доля расходов на НИОКР в ВВП -численность занятых в НИОКР (абсолютная и на каждые 10 тыс. занятых в экономике) -индекс цитирования -число международных премий за определенный период -сальдо торговли технологиями, т.е. лицензиями и патентами -доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте
Образовательные ресурсы мира Образовательные ресурсы – накопленные поколениями объем и качество знаний, которые усвоены населением и воспроизводятся прежде всего через систему образования. Основные показатели образовательных ресурсов в стране: -доля расходов на образование в ВВП -расходы на образование на душу населения населения -доля молодых людей, окончивших полную среднюю школу -доля студентов в возрастной группе 18-19 лет -численность студентов на 10 тыс. населения -доля лиц с высшим образованием -доля иностранцев в общей численности студентов
Информационные ресурсы мира Информационные ресурсы – это как совокупность информации (знаний), так и средств их распространения. Основные показатели информационных ресурсов страны: -число ежедневных печатных изданий, телевизоров, радиоприемников, стационарных телефонов в расчете на 100 человек населения -число мобильных телефонов, серверов и пользователей Интернета на 100 человек населения -доля расходов информационно-комуникационных отраслей (ИКТ) в ВВП -число персональных компьютеров на 100 человек населения -индекс «цифрового доступа» (рассчитывается на основе пяти показателей: а)количество стационарных и мобильных телефонов на 100 человек б)уровень образования населения б)уровень образования населения в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) в)доступность Интернета (отношение стоимости 20часов в месяц к доходам) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) г)качество услуг (доступ к широкополосной связи) д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек д)число пользователей Интернета в расчете на 100 человек