Раздел 2. основные сферы общественной жизни

Духовная культура.

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.

Основная задача и исторические формы образования. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно — воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Роль религии в современном мире. Различные определения религии; ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и вероисповедание. Вероучения в мировых религиях.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.

Экономика.

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики.

Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок — основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.

Социальная сфера.

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.

Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.

Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Политическая сфера.

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО.

Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно — правовых актов.

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Экологическое право. Уголовное право.

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

Календарно- тематическое планирование по обществознанию 10 класс

Тема урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Домаш-нее задание Дата
Раздел I Общество и человек (2 часа) Глава 1 Общество
  Что такое общество 1.урок изучения нового материала 2.комбинированный урок Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура(вторая природа). Важнейшие институты общества Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий: общество, государство, страна. Уметь объяснять сущность экономический сфер общества Устный опрос, проблемные задачи П.1    
Общество как сложная динамичная система Комбинированный урок Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах Устный опрос в форме диспута, фронтальный опрос П.2    
                 
Глава 2 Человек (11 часов)
Природа человека Комбинированный урок Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Влияние НТП на природу. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, - знать, что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова. Устный опрос, практические задания П.3    
  4-5 Человек духовное существо Комбинированный урок Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения; Устный опрос П.4      
6-   Деятельность –способ существования людей Комбинированный урок Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека. Виды деятельности. Знать, что такое деятельность; характеризовать основные черты деятельности; знать, что такое потребности, - иерархическую теорию потребностей. Определять мотивы деятельности; тестирование П. 5      
8- Познание и знание Комбинированный урок Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Критерии истины. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Знать, что представляет собой знание и процесс познания; объяснять сущность чувственного и рационального познания; уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант из решения. Беседа, фронтальный опрос, тест П. 6    
10- Человек в системе социальных связей. Комбинированный урок Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация личности. Самооценка. Характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять основные признаки понятия «личности». Знать связь свободы и необходимости. Групповые письменные задания по карточкам. П.7    
Общество и человек Повторительно-обобщающий   Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Контрольная работа по уровням сложности      
Раздел II. Основные сферы общественной жизни. Глава 3 Духовная культура (8 часов)
13- Культура и духовная жизнь общества Комбинированный урок Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры. Проблемы современной культуры. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет. Культурное наследие нашей страны. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов; знать, что представляют собой правила этикета и как они проявляются; уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. Опрос, задания по карточкам П.8    
15- Наука и образование Изучение нового материала Практическая работа Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. ВУЗы. Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; уметь осознанию выбирать высшую школу для продолжения обучения. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней. Опрос, тест П. 9    
17- Мораль. Религия. Комбинированный урок Категория морали. Становление нравственного в человеке. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии. Тотеизм, фетишизм, анимизм. Миф и мифология. Знать роль морали в жизни человека и общества. Определять становление нравственного в человеке. Иметь представления о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях. Знать некоторые особенности мировых религий.     П.10    
Искусство и духовная жизнь Комбинированный урок Понятия искусство. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты худ. культуры. Критерии произведений искусства. Знать что такое искусство и как оно соотносится с худ. культурой; пояснять, кто является субъектом худ. культуры; уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми они обладают. Образные задания художественного характера П.11    
Духовная культура Повторительно-обобщающий   Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы Устный опрос   12.11 12.11
Глава 4. Экономика ( 3 часа)    
Роль экономики в жизни общества Комбинированный урок Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестированного капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирма и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товара. -знать, что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе; понимать сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; знать, что представляет собой производство; уметь определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере; уметь определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества; решать творческие задачи по проблемам ориентации человека в сложных процессах экономической жизни. Опрос в устной форме П.12    
Экономическая культура Комбинированный урок Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности. Знать основные элементы экономической культуры; определять значение экономической направленности и социальных установок личности; определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения; объяснять, в чем суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономики. Устный опрос П.13    
Экономика Повторительно-обобщающий   Знать основные положения урока; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; умение работать с текстом учебника. Тестирование      
Глава 5. Социальная сфера (17 часов)  
25-27 Социальная сфера Комбинированный урок Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь связь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни людей. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация. Социальная страта. Социальное расслоение. Классы. Историческое происхождение и типология классов. Знать, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; разъяснять, апеллируя конкретными примерами социальную структуру любого общества; уметь анализировать социальный образ и имидж личности; уметь объяснять поступки людей в соответствии с и их социальной ролью; знать, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; уметь анализировать положение человека в обществе с использованием изученных социологических понятий; Устный опрос, диспут, практическое занятие П. 14    
28-30 Социальное взаимодействие Комбинированный урок Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний Класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Знать, что такое социальная связь и социальное взаимодействие; какими факторами обуславливает социальное взаимодействие людей; знать причины социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; знать, как проявляется неравенство в обществе, в чем сущность богатства, бедности и какими социальными характеристиками они обладают; уметь анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни; знать, что представляет собой такое явление, как бедность и какие ее типы выделяют социологи; Устный опрос П15    
30-32 Социальные нормы и отклоняющееся поведение Комбинированный урок Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Знать, что такое социальные нормы и социальный контроль; приводить примеры, характеризующие виды социальных норм; знать, в чем состоит значение самоконтроля; определять причины отклоняющего поведения; объяснять социальную опасность преступности. Устный опрос П.16    
33-34 Нации и межнациональные отношения Комбинированный урок Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальным меньшинством. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. История этнических конфликтов. Причины их возникновения и современное проявление. Знать, что представляю собой межнациональные отношения; разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории и существующие в современном обществе; Устный опрос П. 17    
35-36 Семья и быт Комбинированный урок Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семьи. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль. Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи; описывать жизненный цикл семьи; уметь анализировать мотивы и причины распада семей; уметь анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций. Устный опрос. Защита рефератов. П. 18    
Социальное развитие и молодежь. Комбинированный урок Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура. Знать актуальные проблемы нашего общества и молодежи; характеризовать особенности молодежи как социальной группы; знать, как изменяются социальные роли человека в молодые годы; какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников. Устный опрос П. 19    
Социальная сфера Повторительно-обобщающий урок   Знать основные положения главы; уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы; Тесты, задания      
39-40 Политика и власть Уроки изучения нового материала Формы проявления влияния: власть, авторитет, сила. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть. Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь: - пояснить, что представляет собой власть, ее виды; - анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Составить схемы «Политические институты», «Власть и общество». П.20    
41-42 Политическая система Уроки изучения нового материала Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Знать: - что такое политическая система общества и какова роль государства в ней; - основные признаки и функции государства, уметь их анализировать; - политический режим и его типы. Составить схему «Политическая система» П.21, словарь темы.    
43-44 Гражданское общество и правовое государство Комбинированный урок Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Понятие о правовом государстве. Признаки правового государства. Знать: - основные положения урока; - что такое гражданское общество; - институт гражданства; - что такое правовое государство; Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - анализировать взаимоотношения государства и общества. Решение проблемных задач. П. 22, составить кластер «Правовое государство».    
45-46 Демократические выборы и политические партии. Урок-практикум Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Знать: - что представляет собой политическая система; - типологии политических партий и их сущность; -уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной политических систем. Составить таблицу «Политические партии и их программы». П. 23, подобрать материалы из СМИ по теме.    
47-48 Участие гражданина в политической жизни Комбинированный урок Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Роль референдума в политической жизни. Знать: - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; - каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; Уметь: - объяснять сущность активного и пассивного избирательного права; - анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения. Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий. П. 24, подготовка к ПОУ    
Политическая сфера Повторительно – обобщающий урок   Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач. Тестовые задания. Повторить П. 20 - 24    
50-51 Право в системе социальных норм Урок изучения нового материала. Комбинированный урок. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Знать: - подходы к определению права; - роль системы права в общественных отношениях; - общее в морали и праве. Устный опрос, беседа. П. 25, заполнить таблицу «Отрасли права».    
52-53 Источники права Комбинированный урок Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов. Уметь: - пояснить систему права; - определять нормы права; - практикум П. 26, сотавить схему «источники права».    
54-56 Правоотношения и правонарушения Комбинированный урок Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Знать определения основных понятий темы. Решение познавательных задач. П. 27, составить таблицу «Виды юридической ответственности».    
57-58 Современное российское законодательство Урок - диспут Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право. Уметь: - объяснять общие черты и специфику отраслей российского права; - определять сходство и отличие проступка от преступления. Анализ правовых документов и обсуждение их в группах. П. 28, словарь темы.    
59-60 Предпосылки правомерного поведения. Урок изучения нового материала Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Знать: - что такое правосознание; - взаимодействие правосознания и права; - правомерное поведение и его признаки. Уметь характеризовать основные элементы правосознания. Устный опрос П. 29, эссе по теме «правомерное поведение».    
Право как особая система норм. Повторительно – обобщающий урок   Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач. Тестовые задания Повторить п. 25 - 29    
62-63 Общество в развитии Комбинированные уроки. Многовариативность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Критерии и формы общественного прогресса. Знать: - проявления глобализации в экономической сфере; - основные глобальные проблемы современности. Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития Выполнение проблемных проблемных заданий. П.30    
Человек и общество Итоговый урок   Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач.        
Человек и общество Контрольный урок   Знать основные положения главы. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач        
66-70 Резервные уроки              
                                 

Литература

1. Программа общеобразовательных учреждений «История» Академический школьный учебник 5-11 классы М, Просвещение 2008г.

2. Федеральная Примерная программа основного общего образования по обществознанию.

3. Л.Н.Боголюбов «Обществознание 10 класс, базовый уровень», М, «Просвещение», 2010г.

4. Л.С. Бахмутова «Методика преподавания обществознания»,М.2007г.

5. Задания и тесты по обществознанию,11 класс, М.2009г.

Наши рекомендации