Тема 12. Экономическое равновесие и экономический рост

2. Цель:

§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.

§ Анализ основных новых понятий по теме (экономический равновесие, экономическое рост, модели макроэкономического равновесия, факторы экономического роста).

§ Закрепление знаний об экономическом равновесии, экономическом росте.

§ Определить особенности классической и кейнсианской модели макроэкономического равновесия.

§ Формирование навыков проведения анализа конкретных экономических ситуаций.

3. Задачи обучения:

§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.

§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.

§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.

§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.

§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.

§ Формирование навыков работы с кейс-стади.

§ Анализ ситуационных заданий в разделе кейс-стади.

§ Привитие навыков передачи собственных мыслей через проведение дебатов и дискуссий.

§ Анализ таблицы.

4. Основные вопросы темы

1. Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»

2. Классическая теория макроэкономического равновесия. Частичное, общее и реальное равновесие.

3. Кейнсианский анализ потребления, сбережения и инвестиций. Эффект мультипликатора.

4. Экономический рост: сущность, показатели и факторы экономического роста.

5. Условия и факторы экономического роста в РК.

5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, дискуссия, контрольные тестовые задания.

Дискуссия.

Вопросы для обсуждения:

Ø Могут ли показатели экономического роста охарактеризовать социальный уровень населения? В чем сходство и различия между фазами застоя и кризиса?

Ø Какая фаза экономического цикла соответствует нынешней экономической ситуации в РК? (Обоснуйте свой ответ конкретными данными).

Ø В экономике существуют понятия экономического роста и экономического развития. Сможете ли вы раскрыть их значения? Являются ли они одним понятием?

6. Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

7. Контроль (тестовые вопросы)

1. Кривая совокупного спроса выражает отношения между:

а) уровнем цен произведенного ВНП в реальном выражении

б) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг

в) уровнем цен, которые признают покупатели и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов

г) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении

д) уровнем цен и объемом произведенного ВВП.

2. Кривая совокупного предложения выражает отношение между:

а) уровнем цен произведенного ВНП в реальном выражении

б) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг

в) уровнем цен, которые признают покупатели и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов

г) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении

д) уровнем цен и объемом произведенного ВВП.

3. Совокупный спрос в макроэкономике –это:

а) государственные расходы и инвестиционный спрос предприятий

б) спрос домохозяйств и чистый экспорт

в) спрос всех макроэкономических субъектов экономики

г) спрос домохозяйств и инвестиционный спрос предприятий

д) государственные расходы.

4. Экономический рост, характеризующий потенциальные возможности экономики измеряется показателем:

а) реальный объем ВНП (НД)

б) ВНП (НД) на душу населения

в) темпы роста реального объема ВНП (НД)

г) темпы роста ВНП (НД) на душу населения

д) темпы роста объема природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

5. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:

а) увеличение объема рабочего времени

б) технологические изменения в производстве

в) увеличение объема применяемого капитала

г) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту

д) рост квалификации рабочей силы.

6. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это:

а) инвестиции

б) производство

в) потребление

г) ограниченность ресурсов

д) распределение.

7. Что характеризует экстенсивную форму экономического роста?

а) реконструкция действующих предприятий

б) развитие за счет обновления производства и продукции

в) вовлечение дополнительных ресурсов на прежней технической основе и неизменной производительности труда

г) изменение технологии производства

д) изменение отраслевой структуры общественного производства.

8. Что характеризует интенсивную форму экономического роста?

а) развитие за счет увеличения числа рабочих мест

б) строительство новых предприятий

в) изменение отраслевой структуры общественного производства

г) расширение производства за счет эффективного использования всех факторов на основе новой технологии

д) совершенствование техники.

9. Какова экономическая цель, если общество стремиться минимизировать издержки и максимизировать отдачу от ограниченных производственных ресурсов?

а) достижение полной занятости

б) поддержание экономического роста

в) экономическая безопасность

г) экономическая эффективность

д) экологическая безопасность.

10. На линии производственных возможностей рост производства одного вида продукта сочетается:

а) возможна любая ситуация

б) с ростом производства другого вида продукта

в) с постоянным объемом реализации

г) с уменьшением производства другого вида продукта

д) или с ростом или со снижением объема производства

Тема 13. Экономические циклы. Инфляция и безработица.

2. Цель:

§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.

§ обоснование степени важности в экономике проблемы безработицы и инфляции, методах борьбы с ней, путях решения, «Дорожной карте» РК.

§ Закрепление знаний о занятости и безработице, значении и типах безработицы.

§ Закрепление знаний об инфляции и методах антиинфляционной политике.

3. Задачи обучения:

§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.

§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.

§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.

§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.

§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.

§ Анализ ситуационных заданий в разделе «мозговой штурм», решении ситуационных задач.

§ Привитие навыков передачи собственных мыслей через проведение дебатов и дискуссий.

4. Основные вопросы темы

1. Экономический цикл: сущность, причины и фазы.

2. Специфические формы и причины безработицы в Республике Казахстан. Понятие и виды безработицы.

3. Влияние безработицы на величину ВНП. Закон Оукена.

4. Инфляция, ее причины и основные разновидности в современном мире.

5. Экономические и социальные последствия инфляции. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, дебаты, контрольные тестовые задания.

Дебаты

Тема дебатов «Проблема занятости и борьбы с безработицей в Казахстане».

Правила ведения дебатов

Группа делится на две подгруппы. Дебаты проводятся между двумя командами: правительство и оппозиция.

Рассматриваемые вопросы:

Безработица главная проблема любого государства

Рынок труда

Проблема борьбы с безработицей в Казахстане

Дорожная карта

6. Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

7. Контроль (тестовые вопросы)

1. Что понимается западной мыслью под «полной занятостью»?

а) поголовная занятость трудоспособного населения

б) отсутствие вообще безработных

в) безработица, совместимая с борьбой с «тунеядцами»

г) наличие 3-5% «естественной безработицы»

д) включение сюда же занятости пенсионеров.

2. Какие показатели характеризуют безработицу в стране?

а) уровень безработной молодежи

б) изменения в структуре экономики

в) средняя продолжительность безработицы

г) численность занятых

д) уровень безработных и средняя продолжительность безработицы.

3. Неполная информация о вакансиях связана с безработицей:

а) фрикционной

б) структурной

в) институциональной

г) циклической

д) добровольной.

4. Безработицу, вызванную неравномерным развитием отраслей и регионов, относят к безработице:

а) фрикционной

б) структурной

в) институциональной

г) циклической

д) добровольной.

5. Безработицу, вызванную спадом производства во время кризиса и депрессии, относят к безработице:

а) фрикционной

б) структурной

в) институциональной

г) циклической

д) добровольной.

6. К безработным в соответствии с законом «О занятости в Республике Казахстан» относятся:

а) экономически активное население

б) самодеятельное население

в) граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работу и готовые трудиться

г) самостоятельно ищущие работу

д) трудоспособные граждане, не имеющие средств к существованию и зарегистрированные на бирже труда.

7. Инфляция проявляется:

а) в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах

б) в росте цен товаров

в) в падении курса национальной валюты

г) в снижении спроса населения

д) в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах, в росте цен товаров

в падении курса национальной валюты, в снижении спроса населения.

8. Инфляция предложения – это инфляция, вызванная:

а) ростом совокупного спроса

б) ростом издержек производства

в) ростом совокупного предложения

г) снижением совокупного спроса

д) снижением издержек производства.

9. Что характеризует подавленную инфляцию:

а) повышение цен

б) повышение заработной платы

в) хроническая нехватка товаров и услуг

г) повышение заработной платы и цен

д) избыток предложения товаров.

10. Кривая Филлипса фиксирует связь между уровнем инфляции и:

а) реальной процентной ставкой

б) предложением денег

в) уровнем процента

г) экономическим циклом

д) уровнем безработицы и занятости.

11. Следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течении нескольких лет – это:

а) экономический цикл

б) сезонные колебания экономики

в) отставание объема ВНП

г) кризис

д) инфляция.

12. Период длительного сокращения производства, занятости и уровня цен носит название:

а) спад

б) депрессия

в) экономический цикл

г) подъем

д) оживление.

13. Наиболее полно сущность промышленного цикла раскрывает выделение последовательных фаз:

а) кризис, депрессия, оживление, подъем

б) экспансия, сжатие

в) рецессия и подъем

г) вершина, дно, оживление

д) спад, подъем, точки максимального спада и пика.

14. В условиях рыночной экономики в первую очередь кризис проявляется:

а) в увеличении кредитов

б) в понижении ссудного процента

в) в перепроизводстве товаров, сокращении кредита, повышении ссудного процента

г) в увеличении выпуска товаров

д) в понижении товарного спроса.

15. Какую важнейшую функцию выполняет экономический кризис:

а) повышает эффективность экономики

б) совершенствует технологию производства

в) повышает уровень благосостояния населения

г) восстанавливает равновесие в экономике

д) банкротство нерентабельных производств.

Тема 14. Государственное регулирование экономики:

Наши рекомендации