Начало промышленного переворота
«Прялка Дженни»
Ткацкий станок был усовершенствован в 1733 году. Рабочий-суконщик Кей изобрел для него механический челнок, который уже не требовалось перебрасывать через нити руками. Но ткачи напрямую зависели от тех, кто прял нити, а здесь сохранялся малопроизводительный ручной труд, и поэтому пряжи для новых станков не хватало.
Только в 1765 годумастер Джеймс Харгривссконструировал прядильную машину, которую в честь своей дочери назвал «прялка Дженни». Работающему на ней человеку нужно было только двигать педали и рычаги, а механизмы машины сами вытягивали и пряли сразу несколько нитей, причем во много раз быстрее ручного прядения.
Прядильная машина Ричарда Аркрайта
Одновременно мастер Хайс построил водяную прялку,состоявшую из валиков, приводимых в движение посредством водяного колеса. Любопытно, что патентна это изобретение (то есть документ, подтверждающий авторство и дающий право на получение прибыли от его использования) получил не сам создатель машины, а ловкий делец, сельский парикмахер Ричард Аркрайт,занявшийся текстильным производством.
Появление фабрик
Предприимчивые хозяева заменяли ручной труд нескольких рабочих своих мануфактур одной «прялкой Дженни» или водяной прялкой. Рабочие трудились теперь не над самим изделием (тканью), а обслуживали машины, которые это изделие создавали. В результате ткани стали делать или, как говорили в Англии, «фабриковать» очень быстро. Новые предприятия, где ручной труд сменился машинным, стали называть фабриками. Так в Англии начался промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному и от мануфактуры — к фабрике.
Технический прогресс
Развитие изобретательства в Англии во время промышленного переворота получило названиетехнического прогресса. Это был процесс, в основе которого лежало стремительное улучшение и усложнение техники.
Паровая машина Уатта
Долгое время промышленный переворот сдерживало то, что приводить машины в движение должны были люди или водяные колеса. Фабрики и мануфактуры приходилось строить только рядом с быстрыми реками. Поэтому многие изобретатели пытались найти новый источник энергии. Еще со времен античности было известно, что водяной пар, образующийся при кипении воды, если его направить по трубе-цилиндру, в состоянии приводить в движение механизмы. В XVIII веке паровой двигатель собирали разные механики в разных странах. Однако все их творения требовали очень много топлива, а сила их действия была очень слаба, много энергии уходило впустую. Руководство университета в городе Глазго поручило доработать один из таких двигателей механикуДжеймсу Уатту.Мастер много лет трудился над усовершенствованием машины. Наконец в 1784 годуон представил людям универсальный паровой двигатель — паровую машину Уатта. Вода в ней кипела в закрытом котле, пар поступал в цилиндр и толкал поршень. Без современного токарного станка Уатту удалось так точно подогнать размер поршня под размер цилиндра, что между ними нельзя было просунуть даже мелкую монету. Теперь сила пара не тратилась попусту. Поршень через специальный передаточный механизм мог приводить в движение детали «прялки Дженни», раздувать кузнечные мехи или вращать колеса в любой части Англии.
Пудлинговые печи
Следующей проблемой, которую предстояло решить, было то, что машины и механизмы Харгривса, Аркрайта, Уатта, сделанные в основном из дерева, при высокой скорости работы быстро изнашивались. Железо в Англии было очень дорогим, и его в основном закупали в Швеции, России и других странах. Своих руд было в избытке, но для их плавки нужен был древесный уголь, а большинство лесов в Англии уже было вырублено. В недрах Англии залегало много каменного угля, но средневековые доменные печи работать на нем не могли. В 1783 году после долгих экспериментов сразу два мастера, независимо друг от друга, соорудили новые — пудлинговые (перемешивающие) печи, в которых выплавленный из руды металл перемешивался с горящим каменным углем и давал хорошее железо. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Станок Генри Модсли
Теперь на пути промышленного переворота стояли старые способы обработки металлов. Работая за станком, токарь держал резец в руках, поднося его к вращающейся детали. Естественно, что при таком способе, скажем, Джеймсу Уатту очень тяжело было подогнать размеры поршня и цилиндра. Сделать же одинаковые винты и гайки — просто невозможно. В конце 90-х годов XVIII века молодой механик Генри Модсли изобрел подвижный суппорт — резцедержатель для токарного станка. Он твердо зажимал резец, и токарь мог специальными колесиками пододвигать его к детали на любое расстояние, под любым углом. Модсли первым использовал свое изобретение для создания стандартных деталей — винтов и гаек с одинаковой резьбой, которые можно было использовать для сбора разных машин и механизмов. Теперь человек мог с помощью одних машин изготавливать другие.