Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами и организациями в целях обеспечения успешного социально-экономического развития страны.
Государственное регулирование любой социально-экономи-ческой системы предполагает достижение как минимум трех основныхцелей:
– регламентация хозяйственной жизни, формирующая систему правил и кодексов поведения хозяйствующих субъектов, определяющая их права и обязанности, возможности и меру взаимной ответственности;
– формирование системы государственных и негосударственных институтов, обеспечивающих контроль за соблюдением общепринятых норм регламентации поведения хозяйствующих субъектов;
– выработка социально-экономической политики, определение и результативное применение организационных и экономических механизмов ее реализации.
Методы государственного регулирования делятся на правовые, административные, экономические, прямые и косвенные.
Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности Премьер-министр Республики Беларусь, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, председатель правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь», председатели государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.
Действующая система государственного управления включает 24 министерства, 7 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Экономическая политика – это проводимая государством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.
Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение равных условий для всех участников рынка.
Демонополизация – политика государства, направленная на сдерживание монополизма и развитие конкуренции.
Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение – перечень физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь и доминирующих на республиканском и местных рынках по определенному товару.
Ценовая политика направлена на создание такой системы цен и условий, которая стимулирует динамичное развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и экономики в целом, рост жизненного уровня населения.
Методы регулирования цен: прямые и косвенные.
Финансовая система – совокупность экономических отношений, проявляющихся в процессе образования распределения и использования денежных средств в качестве финансовых ресурсов в экономике.
В финансовой системе различают: централизованные (общегосударственные)финансы, которые концентрируются в государственном бюджете и во внебюджетных централизованных фондах, и децентрализованные, представленные финансовыми ресурсами предприятий, населения.
Бюджетно-финансовая политика государства представляет собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Основными инструментами бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Государственный бюджет– сводный план получения доходов государства и использования этих средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Функции государственного бюджета: распределительная, контрольная, регулирующая.
Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны.
Бюджетная система имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты.
Сводный бюджет носит названиеконсолидированного и представляет собой свод бюджетов соответствующего административно-территориального образования.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит из республиканского бюджета, консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска.
Доходная часть бюджета:налоговые доходы; неналоговые доходы; отчисления на государственное социальное страхование; безвозмездные поступления.
Бюджетные расходыпредставляют собой денежные средства, направляемые на финансирование задач и функций государства (расходы на оборону, социально-экономические цели, финансирование национальной экономики, государственное управление, науку и образование и т. д.).
Дефицит государственного бюджета – недостаточность средств бюджета государства для обеспечения стабильного функционирования финансовой системой страны (превышение расходной части бюджета над доходной).
Профицит государственного бюджета – превышение доходов бюджета над расходами.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Налог – оплата, определяемая государством, часть стоимости товаров и услуг (косвенный налог), а также выплаты от дохода и имущества лиц и предприятий (прямой налог).
Состав налоговой системы Республики Беларусь в соответствии с Налоговым кодексом: республиканские налоги и сборы (пошлины), местные налоги и сборы и особые режимы налогообложения.
Денежный рынок – это часть рынка ссудных капиталов, где в основном осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные операции, обслуживающие движение оборотного капитала предприятий, краткосрочных ресурсов банков, учреждений, государства и частных лиц.
Денежная система – это форма государственной организации денежного обращения, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.
Основные элементы денежной системы:
• официальная денежная единица;
• эмиссионный механизм и порядок обеспечения денежных знаков;
• денежная масса;
• структура денежного оборота;
• порядок установления валютного курса;
• государственный орган, отвечающий за организацию и регулирование денежного обращения в стране.
Денежная масса – это совокупность всех кредитно-денежных ресурсов в безналичной и наличной формах в данной стране в определенный период времени. Денежная масса определяется с помощью денежных агрегатов.
Под денежным агрегатом понимают виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга степенью ликвидности.
В Республике Беларусь к денежным агрегатам относят:
– М0– наличные деньги в обороте, включает банкноты и монеты в обращении на руках физических лиц и в кассах небанковских кредитно-финансовых организаций и субъектов хозяйствования;
– M1состоит из агрегата М0 и переводных депозитов (депозитов до востребования), представляющих собой остатки средств небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на текущих, депозитных и других счетах до востребования;
– М2 – денежная масса в национальном определении, включает Ml и другие депозиты (срочные депозиты), открытые в кредитных организациях в белорусских рублях, а также средства в ценных бумагах (кроме акций) у небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц-резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях;
– М2* (рублевая денежная масса) определяется как сумма М2 и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота) в национальной валюте;
– М3– широкая денежная масса, включает М2* и переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, а также ценные бумаги (кроме акций) в иностранной валюте небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Монетизация экономики – характеристика системы национальной экономики, которая отражает её насыщенность ликвидными активами. Уровень монетизации определяется развитием финансовой системы и экономики в целом.
Коэффициент монетизации экономики – показатель, равный отношению денежной массы к валовому внутреннему продукту. Данный показатель дает представление о степени обеспеченности экономики деньгами.
Институциональной основой денежной системы Беларуси служит финансово-кредитная система, включающая в себя банковскую систему и небанковские кредитно-финансовые организации.
Банковская система представлена двумя уровнями: Национальный банк (первый уровень) и коммерческие банки (второй).
Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей.
Выделяют два типа денежно-кредитной политики: рестрикционная (политика «дорогих» денег) и экспансионистская (политика «дешевых» денег).
Цели денежно-кредитной политики делятся на конечные(стратегические, общеэкономические, или цели общественного выбора), промежуточные (монетарные), тактические (операционные).
Методы денежно-кредитной политики: прямого(административного) регулирования и контроля и косвенные(экономические, рыночные).
Важными и тесно взаимосвязаннымиметодами реализации денежно-кредитной политики страны являются процентная и эмиссионная политика Национального банка.
Процентная политика представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование цены денег в экономике, которая способствует достижению приоритетов социально-экономического развития республики.
Эмиссионная политика – это комплекс мероприятий по регулированию объема обязательств Национального банка в белорусских рублях в целях поддержания объема денежных средств, находящихся в обращении, на уровне, способствующем достижению целей денежно-кредитной политики.
Валютная система является составной частью национальной денежной системы, представляет собой форму организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственным соглашением.
Основные элементы национальной валютной системы:
– национальная валюта;
– национальное регулирование международной валютной ликвидности;
– режим курса национальной валюты;
– национальное регулирование валютных ограничений и условий конвертируемости национальной валюты;
– режим национальных рынков валюты и золота;
– национальные органы, осуществляющие валютное регулирование.
Валютное регулирование – это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.
Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Валютная политикаявляется одной из ключевых составляющих экономической политики государства, органично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) политикой и призвана обеспечивать стабильность национальной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конкурентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, наращивание золотовалютных резервов и повышение международного рейтинга страны.
Золотовалютные резервы – это высоколиквидные активы, находящиеся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования. Состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в Международном валютном фонде и монетарного золота.
Социальная политика – это проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.
Социальные нормативы– основной нормативный и аналитический инструмент обоснования и реализации мер социальной политики, обеспечивающих социальную защищенность граждан. Таковыми являются потребительские бюджеты.
В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси разрабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума.
Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека.
Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы.
Государственный минимальный социальный стандарт–минимальный уровень государственных гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение основных потребностей человека, выражаемый в нормах и нормативах предоставления денежных выплат, бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных пособий и выплат.
В систему государственных минимальных социальных стандартоввключаются государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, социальной поддержки и социального обслуживания.
Государственными минимальными социальными стандартами в области оплаты труда являются:
– минимальная заработная плата (месячная и часовая);
– республиканские тарифы оплаты труда, определяемые по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.
Минимальная заработная плата (месячная и часовая)–государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.
Тарифные ставки и тарифные оклады – это выраженные в денежной форме размеры оплаты труда различных категорий работников в единицу времени – час, день, месяц.
Доходы населения – находящиеся в его распоряжении ресурсы в натуральной и денежной формах, получаемые им от своей трудовой деятельности (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности), использования собственности (доходы от собственности), в виде трансфертов (пенсии, пособия, стипендии и др.) и т. д.
Располагаемые денежные доходы – денежные доходы населения за вычетом налогов, сборов и взносов.
Реальные денежные доходы – относительный показатель, рассчитываемый путем деления номинальных темпов роста денежных доходов населения на индекс потребительских цен на товары и услуги.
Государственное прогнозирование рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долго-, средне- и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.
Система государственных прогнозов социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь представлена:
– на долгосрочную перспективу – Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР) (на 15 лет) и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);
– на среднесрочную перспективу – Программой социально-эконо-мического развития Республики Беларусь (на 5 лет);
– на краткосрочную перспективу – годовым прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь.
Национальная безопасность– состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Структура национальной безопасности: политическая, экономическая, демографическая, социальная, научно-техническая, информационная, экологическая, военная.
Экономическая безопасность – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.
Структура экономической безопасности: инфраструктурная, производственная, энергетическая, продовольственная, финансовая, инновационная, внешнеэкономическая.
Инфраструктурная безопасность – обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.
Энергетическая безопасность – это наличие энергии в том количестве и того качества, которые необходимы при определенных экономических условиях. Определяется долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе и их разнообразием.
Продовольственная безопасность означает, что совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии покрываются в основном за счет собственного производства.
Финансовая безопасность охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность.
Инновационная безопасность – создание условий для сохранения и развития инновационного потенциала, обеспечивающего стратегические интересы социально-экономического развития Беларуси.
Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечивать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов.
Государственный долг – результат финансовых заимствований го-сударства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внешним займам на определенный момент времени.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь– сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства Республики Беларусь по внутренним займам на определенный момент времени.
Угрозы экономической безопасности – это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.
Показатели и индикаторы, экономической безопасности – наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.
Пороговые значения экономической безопасности— предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.