Ориентированной рыночной экономики
Формы развития переходной экономики (трансформации экономики): постепенное (эволюционное) создание рыночных отношений; шоковая терапия.
Социально ориентированная рыночная экономика – экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.
Основные черты перспективной модели экономики Беларуси (ПМЭ):
– сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
– равенство различных форм собственности;
– многовекторность внешнеэкономической политики;
– активизация интеграционных процессов со странами СНГ и России, прежде всего экономических;
– сильная социальная политика государства.
Позитивные предпосылки формированияПМЭ:
– выгодное экономико-географическое положение Беларуси;
– развитые системы транспортных коммуникаций и производствен-ной инфраструктуры в целом;
– значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых;
– достаточно мощная строительная база;
– значительный научно-технический потенциал;
– многоотраслевой промышленный комплекс;
– высокий общеобразовательный уровень населения при сравнительно низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;
– комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;
– многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков;
– совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
Стадии перехода к новой экономической системе:стартовая, смешанная, зрелая.
Этапы построения ПМЭ:
1) 1996–2005 гг.;
2) 2006–2010 гг.;
3) 2011–2020 гг.
Социальный императив государственного регулирования экономического развития – это приоритет социальных целей, выдвижение развития человека как цели прогресса на первый план, подход к уровню развития человеческого потенциала как к мере зрелости общества, государства, его социально-экономической политики.
Цель институциональных преобразований состоит в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функционирования экономики рыночного типа.
Направления институциональных преобразований:
– изменение отношений собственности и организационно-эконо-мической структуры экономики;
– изменение роли различного типа хозяйствующих субъектов;
– создание условий и форм привлечения капитала;
– усиление управленческих и регулирующих функций в новых социально-экономических отношениях и др.
Собственностьвыступает как институт, который определяет сферу волеизъявления субъекта, его конфигурацию и уровень защиты личности.
Собственность как экономическая категория характеризует отношения, которые возникают между экономическими субъектами вследствие присвоения условий и результатов производства.
Либерализация экономики – расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы.
Различают внутри- и внешнеэкономическую либерализацию. К внутриэкономической либерализации относят приватизацию государственных учреждений, происходящую в рамках отдельных национальных экономик, расширения сферы свободного установления цен и доходов, ставок процентов, условий представления кредитов.
Разгосударствлениенациональной экономики – сокращение государственного вмешательства, выведение из-под административного управления предприятий всех форм собственности, их превращение в полноценных субъектов рынка.
Приватизация– приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Факторы производства – это используемые в производственном процессе материальные блага и услуги ресурсов экономики.
Рынок труда–система рыночных институтов, организаций и учреждений, частных лиц, решающих всю совокупность проблем воспроизводства рабочей силы и использования труда.
Коэффициент напряженностина рынке труда показывает, какое число незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию, т. е. определяется соотношением спроса и предложения на рынке труда.
Финансовый рынок – совокупность экономических отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, купли-продажи временно свободных денежных средств и ценных бумаг.
Финансовыйрынок включает денежный рынок, валютный рынок, рынок капитала и рынок золота.
Денежный рынок – это часть финансового рынка, на котором осуществляются в основном краткосрочные депозитно-ссудные операции.
Валютный рынок – это система экономических и организационных отношений, возникающих по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.
Рынок капитала – это рынок финансового капитала (прежде всего, кредитный рынок), т. е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.
Рынок капитала делится на: рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.
Рынок ссудного капитала – система экономических сделок, в которых в роли объекта выступает предоставляемый в ссуду денежный капитал.
Рынок ценных бумаг – часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.
Основными институтами товарных рынков являются товарные биржи и торговые предприятия (оптовые и розничные, торговые дома).
Предпринимательство в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь характеризуется как самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных ими для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначены для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Государственное предпринимательство осуществляется юридическим лицом, т. е. организацией, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Частное предпринимательство представляет собой экономическую систему, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица (отдельные граждане) или их коллективы (предприятия, фирмы) при минимальном вмешательстве государства.
Организационные формы предпринимательства:единоличное владение, партнерство, корпорация (акционерное общество).
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение.
Теневая экономика – это скрытая экономическая деятельность в определенных сферах национальной экономики, которая официально не регистрируется, а поэтому осуществляется вне правовых норм и правил или вообще запрещена законом.
Банкротство – несостоятельность должника, т. е. признанная решением хозяйственного суда о банкротстве неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Структурная политика –это деятельность государства и его подразделений, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики.
Инновационная политика – совокупность мер государственного регулирования, направленная на повышение инновационной активности и поддержку базисных (важнейших) инноваций, на формирование национальной инновационной системы.
Инвестиционная политика представляет собой совокупность целей и задач, направлений и приоритетов, систему мер по реализации стратегии социально-экономического развития и определяет объем, структуру и направления использования инвестиций в экономике страны.