Трудоемкость дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Направление подготовки: 080200. 62 «Менеджмент»
Профиль подготовки: «Производственный менеджмент»
Квалификация выпускника: бакалавр
Ростов-на-Дону
Автор
Г.В. Пайда, профессор кафедры экономической теории
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук, доцент
Ответственный за выпуск
В.И. Панченко, заведующий кафедрой экономической теории
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук, доцент
Рецензенты:
О.Ю. Мамедов, заведующий кафедрой политической экономии
и экономической политики Южного федерального университета,
доктор экономических наук, профессор;
А.Ю. Рожкова, заведующий кафедрой таможенного дела ФПК
Ростовского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук, доцент
Программа одобрена на заседании кафедры
(протокол от «20» декабря 2011 г. № 6)
© Российская таможенная академия,
Ростовский филиал, 2012
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели дисциплины:
- изучить особенности и возможности институционального подхода к исследованию экономических проблем;
- научить студентов моделировать и прогнозировать поведение экономических субъектов в определенных институциональных условиях.
Задачи дисциплины:
- изучить роль формальных и неформальных институтов в экономике;
- освоить основные понятия и модели институциональной экономической теории;
- дать представление о сферах применения современного институционального анализа;
- изучить институциональную теорию фирмы и основные формы ее деятельности;
- освоить методологический инструментарий институциональной экономики и его применение при принятии управленческих решений;
- сформировать представление о степени применимости институционального анализа в конкретно-исторических условиях России.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Институциональная экономика» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин по направлению подготовки 080200. 62 «Менеджмент». Содержание данной дисциплины логически связано с дисциплинами «Микроэкономика», «Макроэкономика» и «История экономических учений». Ее изучение предполагает владение студентами основными категориями современной экономической теории, знакомство с основными событиями мировой и отечественной экономической истории, на фоне которых возникла институциональная экономическая теория. Освоение содержания дисциплины предполагает также наличие у студентов навыков работы с первоисточниками, то есть умение конспектировать оригинальные труды (или фрагменты трудов) экономистов - институционалистов прошлого и настоящего, реферировать статьи посвященные рассмотрению взглядов наиболее авторитетных представителей этого направления экономической мысли. Умение готовить доклады для выступления на семинарских занятиях, студенческих научных кружках и конференциях, посвященных проблемам институционального анализа и его применения в условиях современной российской экономики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент»:
а) общекультурных (ОК):
- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
- умение критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12);
- Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
- понятийный аппарат современных институциональных теорий;
- основные сведения о биографиях наиболее выдающихся институционалистов прошлого и настоящего;
- содержание главных произведений этих экономистов;
- какие из идей институционалистов прошлого и настоящего прошли проверку практикой и доказали свою истинность и практическую значимость;
б) уметь:
- самостоятельно анализировать содержание новых направлений институциональной экономической мысли;
- определять степень их полезности для формирующейся рыночной экономики в России;
- учитывать в аналитической и организационной работе институтов таможенной системы изменения в экономической политике государства;
в) владеть навыками:
- самостоятельного изучения первоисточников отечественных и зарубежных экономистов институционального направления;
- реферирования первоисточников в целях более глубокого усвоения идей современных экономистов - институционалистов;
- поиска необходимой оригинальной и монографической литературы по актуальным вопросам институционализации экономической и таможенной политики государства.
ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
Вид учебной работы | Всего часов |
Аудиторные занятия | |
в том числе: | |
Лекции | |
Семинары (С) | |
Самостоятельная работа | |
В том числе: | |
Конспекты первоисточников | |
Подготовка докладов | |
Определение понятий | |
Участие в ролевой игре | |
Текущий контроль успеваемости | |
Тестовый контроль | |
Форма промежуточной аттестации (зачет) | |
Общая трудоемкость | |
часы | |
зачетные единицы |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
(заочная форма обучения)
№ темы | Название модуля, темы. Форма итогового контроля | Всего часов | Лекции | Семинары | Самостоятельная работа |
Модуль 1. Истоки и основные течения современного институционализма. | - | ||||
1.1 | Предмет, объект и метод институциональной экономики | - | |||
1.2 | Американский институционализм | - | |||
1.3 | Институциональная модель экономического поведения человека | - | |||
Модуль 2. Теория трансакционных издержек и прав собственности. | |||||
2.1 | Теория трансакционных издержек | ||||
2.2 | Экономический анализ прав собственности | - | |||
2.3 | Теория контрактов | ||||
Модуль 3. Институты рыночной экономики. | |||||
3.1 | Институциональные аспекты государственного регулирования и теория домашнего хозяйства | ||||
3.2 | Изменение институтов во времени: эволюция и революция | - | |||
3.3 | Теория фирмы | ||||
зачет | |||||
Итого за семестр: | |||||
Итого: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ