Старт кризиса в россии

Вхождение России в кризис с конца 2014 года отмечается сокращением производства в промышленности вслед за динамикой цен на энергоресурсы и девальвацией. Вопрос о ценах на нефть стал центральным в мировой дискуссии. Доходы от экспорта нефти в евро и рублях (График 4) носят более устойчивый характер.

При анализе текущей ситуации принципиально важно понимать, что курс рубля сдвинулся радикально, этот сдвиг закреплен негативными ожиданиями по развитию российской экономики, санкциями, плохими (политическими) рейтингами. Но вот масштаб возможного дальнейшего укрепления рубля (в пределах до 45-50 руб./долл.) интенсивно обсуждается экспертами. Так что укрепление курса нашей валюты возможно, но радикальное ее укрепление будет зависеть от ряда условий и возможных событий. В перспективе – это повышение цен на нефть, отмена санкций и ускорение роста в Европе и Китае (желательно, все три условия сразу).

Влияние сокращения цен на нефть на экономических агентов выглядит более сложным явлением при учете колебаний валютных курсов. Внешний шок для российской экономики чувствителен, в рублевом эквиваленте выручка компаний при цене на нефть 60 долл./барр. является почти такой же, как и ранее при цене 100 долл./барр. Укрепление доллара против евро также улучшило позиции экспортеров нефти в мире, в том числе российских при покупках товаров в Еврозоне. Сокращение разрыва между долларом и евро влияет на целый ряд процессов в экономике страны, в частности на рублевую оценку валютных депозитов населения.

Триггер кризиса на различных уровнях: бюджет, фирмы и домохозяйства – был сформирован шоками: падением цен на нефть, санкциями и связанной с ними резкой девальвацией рубля (Таблица 1). Проверка устойчивости экономики страны с огромным социальным неравенством и тяжелой зависимостью от нефтяных доходов и импорта технологий началась в 2014 году и может стать триггером принудительной модернизации страны, что так трудно было сделать в условиях высоких цен.

В 2008 году замедление производства в США и России началось раньше того, как триггер – финансовый шок в США – обрушил и производство, и цены на нефть на столь значительные величины, что запустил в действие «эффект домино». В случае с кризисом в российской экономике осенью 2014 года ситуация несколько иная. На фоне мировой экономики, которая в общем прошла худшие времена, российская находилась в состоянии промышленного застоя и инвестиционного спада при высоких ценах на нефть. На потребительском рынке уже в ноябре-декабре шло «бегство от денег в товары», выход из рубля в валюты.

В сентябре-октябре 2014 г. еще наблюдался рост российской экономики к соответствующим периодам 2013 года (в августе был зафиксирован нулевой рост), но в ноябре 2014 г. динамика ВВП, по оценке Минэкономразвития России, впервые с октября 2009 г. перешла в отрицательную область — снижение на 0,5%.

Целесообразно отсчитывать кризис с наблюдаемого перехода экономики из застоя в спад — с IV квартала 2014 г.; а по месяцам — с ноября 2014 г., когда прирост ВВП вслед за промышленным производством ушел в область отрицательных значений.

В отличие от кризиса 2009 года втягивание отраслей и регионов в кризис может идти пошагово и дольше: за снижением активности последует снижение доходов, затем — снижение расходов, которое повлечет за собой новое снижение активности. Вопрос заключается в нахождении нижней точки равновесия. Произойдет постепенное сжатие доходов и — главное — расходов домохозяйств, предприятий, регионов, крупных компаний. Это выразится в снижении спроса и общей активности в экономике.

Другим отличием текущего спада является наличие санкций. Их влияние сильно выражено в осложнении внешнего финансирования предприятий и банков, в том числе государственных, что может создать проблемы с выплатой долгов осенью 2015 года.

Для банковского сектора потеря доступа к западному дешевому кредиту и резкий рост ключевой ставки Банка России ведут к ужесточению условий кредитования, в том числе по действующим кредитным договорам, вплоть до фактического его сворачивания (снижение одобрений новых кредитов до 5,3%1). Следствием этого является постепенное сжатие активности и т.д. Одновременно усилено налоговое давление на малый и средний бизнес (торговый сбор, взимание налога на имущество с предпринимателей и организаций, уплачивающих налоги по упрощенной системе).

Отдельная проблема — часть иностранного бизнеса (автомобильный и др.) в России может закрыться по тем же причинам, в первую очередь из-за отрыва от своего дешевого финансирования (в связи с чем норма прибыли в России была выше) и потери покупательной способности ряда слоев российских покупателей в связи с девальвацией (возможно, также со скрытым воздействием санкций). Так, по данным Financial Times, с Россией сотрудничают более 6 тыс. предприятий из Германии, многие из них во второй половине 2014 года столкнулись с серьезными проблемами2.

Эффект девальвации рубля выражается в следующих процессах: бегство от денег в товары, особенно длительного пользования; снижение импорта, постоянные осложнения малых банков — угроза длительного банковского кризиса.

Эффект от падения цен на нефть: сжатие инвестиционных программ энергетических компаний, снижение «просачивания» нефтегазовых доходов в более широкие слои населения, так или иначе занятого в обслуживании состоятельных слоев населения.

Российская экономика в 2014 году находилась под влиянием многочисленных негативных факторов: снижение потребления, низкая инвестиционная активность, возросшие инфляционные угрозы. В 2014 году второй год подряд вклад валового накопления в прирост ВВП оказался отрицательным и составил -1,6 п.п. В 2013 году эта величина была компенсирована увеличением личного потребления почти на 3 п.п. ВВП, но в 2014 году этот драйвер роста оказался исчерпан, и на фоне стагнирующего экспорта основной положительный вклад внес падающий импорт (приводящий к развитию импортозамещения) – его вклад составил 2,0 п.п. ВВП (Таблица 2).

Предполагаемые внутренние и внешние условия развития обусловят снижение ВВП России. Если в 2014 году снижение среднегодовой цены на нефть компенсировалось динамикой курса рубля, то в 2015 году ввиду прогнозируемой стабилизации цены на нефть и сохранения ее на постоянном уровне стимулирующий эффект курсовой динамики будет исчерпан, что негативно скажется на экономическом росте и обусловит снижение ВВП. В 2016-2017 годах возможно восстановление экономического роста по мере развития процессов импортозамещения, повышения конкурентоспособности российского экспорта и поддерживающих мер бюджетной политики.

По последним оценкам Минэкономразвития России, в I – II квартале 2015 г. ВВП сократился на 2,2% – 3. На снижение ВВП повлиял спад в строительстве, обрабатывающих производствах, розничной торговле. В то же время положительное влияние оказали динамика сельского хозяйства и добыча полезных ископаемых.

Тяжесть кризиса ощущается домохозяйствами через безработицу, сокращение потребления, инфляцию – не по динамике агрегированного индекса. То же самое относится к фирмам или региональным органам власти. В этом отношении в условиях кризиса стоит более осторожно пользоваться показателем ВВП; в нашем случае объем экспорта практически детерминирован внешним фактором – ценами на нефть, а импорт привязан к падению покупательной способности страны (то же цены на нефть), кризису и санкциям. В некотором смысле санкции сокращают импорт и тем самым увеличивают чистый экспорт как компоненту ВВП. По сути, намного важнее динамика производства и занятости, а также компоненты потребления и накопления (и госрасходов) в ВВП, которые показывают собственно развитие экономической конъюнктуры, действия и положение домохозяйств и фирм.

В 2009 году наибольшее падение ВВП пришлось на II квартал: ВВП тогда сократился на 9,6% в годовом счете; в то же время ВВП без учета компоненты чистого экспорта – упал сразу на 16,9% (График 5). При аналогичной корректировке несколько меняется и картина замедления 2013-2014 годов: ВВП России без учета нетто-экспорта постепенно сокращается, причем начиная с III квартала 2013 г. И за полтора года – IV квартал 2014 г. ко II кварталу 2013 г. – ВВП без чистого экспорта снизился уже на 2,3%.

Наши рекомендации