Методическое обеспечение курса
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет бизнеса и менеджмента
Программа дисциплины «Экономика фирмы»
для направления 38.03.05. Бизнес-информатика
подготовки бакалавра
Авторы программы:
Черкасова В.А., доцент департамента финансов, к.э.н., [email protected]
Бородин А.И., профессор департамента финансов, д.э.н. [email protected]
Одобрена на заседании департамента финансов «___»____________ 20 г
руководитель Департамента Ивашковская И.В.
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель
Утверждена УС факультета Экономических наук «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________ [подпись]
Москва, 2016
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы
.Экономика фирмы.
Аннотация.
Данная дисциплина изучается на 4 курсе бакалавриата дневного отделения направления «Бизнес информатика». «Экономика фирмы» является первым специализированным курсом, цель которого в рассмотрении всего аспекта проблем и задач, стоящих перед фирмой, что позволит составить целостное представление о ней. Курс ориентирован как на представление базовых теоретических основ экономического анализа, используемых для обоснования управленческих решений в области экономики фирмы, так и практически применимого аппарата. В рамках курса рассматриваются базовые механизмы, необходимые для выработки эффективных экономических решений. Основной задачей курсаявляется формирование у студентов современной системы знаний и навыков, позволяющей обосновывать основные проблемы развития фирмы, а также инструменты управления фирмой. Курс построен на современной западной и отечественной литературе. Курс «Экономика фирмы» представляет собой общий курс и является базовым курсом для многих прикладных дисциплин: корпоративные финансы, инвестиционный анализ, маркетинг, менеджмент и др.
При изучении данной дисциплины предусматриваются:
- лекционные занятия в соответствии с приведенной ниже сеткой часов;
- самостоятельная работа слушателей с необходимой литературой и источниками Интернет;
- разбор кейсов;
- решение задач;
- подготовка и презентация проектов и их оппонирование;
- письменный экзамен.
Программа разработана в соответствии с:
· ФГОС ВПО;
· Образовательной программой подготовки бакалавра по направлению «Бизнес информатика»;
· Рабочим учебным планом университета по подготовке бакалавра по направлению «Бизнес информатика».
Цели освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Экономика фирмы» являются:
· понимание принципов финансовой модели анализа компании;
· представление об организации процесса управления фирмой;
· представление об основных ресурсах фирмы и вопросах, связанных с их управлением;
· понимание процесса формирования затрат, и принципов калькуляции себестоимости продукции;
· представление основных подходов к расчету прибыли фирмы и управления ею;
· представление основных принципов принятия эффективных экономических решений;
· понимание определения конкурентных преимуществ фирмы и возможности их использования.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен:
а) знать:
· отличия финансовой модели анализа компании от бухгалтерской модели;
· основные источники финансирования компании;
· основные ресурсы фирмы и их роль в деятельности фирмы;
· способы формирования себестоимости продукции;
· виды прибыли и направления её увеличения.
б) уметь:
· анализировать материалы, отражающие результаты функционирования фирм;
· анализировать финансовое состояние фирмы;
· определять пути снижения затрат на производство;
· анализировать способы увеличения прибыли фирмы;
· оценивать эффективность принятия управленческих решений;
· определять конкурентные преимущества компании и возможности их использования.
в) иметь навыки (приобрести опыт):
· поиска информации и самостоятельного анализа деятельности фирмы;
· расчета и анализа затрат компании на привлечение капитала;
· анализа стратегических решений компании.
Методическое обеспечение курса.
По каждой теме курса студентам предоставляются в электронном виде – программа курса и задачи для разбора на семинарах и самостоятельной подготовки.
Базовый учебник:
Экономика фирмы: учебник / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Экономический факультет; под ред. Н. П. Иващенко. — Москва: Инфра-М, 2008. — 528 с.
Формы контроля:
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,4 * Оэкз + 0,6 * O накопленная
Текущий контроль осуществляется на основе работы на семинарах, презентации домашних кейсов и оппонирования. Все работы оцениваются по 10 бальной шкале с использованием математического округления.
Накопленная оценка учитывает результаты студента следующим образом:
О накопленная = 0,25* О к/р 1 + 0,25* О к/р 2 +0,2* О кейс 1+0,2* О кейс 2 + 0,1* О семинар;
Контрольные работы проводятся по следующим темам:
1. Основной, оборотный капитал.
2. Затраты и прибыль фирмы.
Итоговая оценка строится методом суммирования результатов промежуточного и итогового контроля. Экзамен проводится в письменной форме и состоит из теоретической (тесты) и практической части (задачи). Накопленная оценка может быть результирующей, если студент набрал в итоге более 4 баллов.
Содержание домашних работ:
Домашняя работа по теме «Основной капитал» включает:
1. Подбор информации и расчет основных показателей эффективности использования основного капитала для компании.
2. Анализ положения компании на основе анализа показателей и пути их улучшения для повышения эффективности деятельности выбранных компаний.
3. Презентация результатов на семинаре.
Домашняя работа по теме «Оборотный капитал» включает:
1. Подбор информации и расчет основных показателей эффективности использования оборотного капитала для компании.
2. Анализ положения компании на основе анализа показателей и пути их улучшения для повышения эффективности деятельности выбранных компаний.
3. Презентация результатов на семинаре.
Домашняя работа по теме «Финансовые ресурсы» включает:
1. Подбор информации и расчет затрат на собственный и заемный капитал компании. Анализ структуры источников финансирования компаний.
2. Расчет средневзвешенных затрат на капитал компании.
3. Сравнение полученных результатов со среднеотраслевыми.
4. Презентация результатов на семинаре.
Домашняя работа по теме «Анализ затрат фирмы» включает:
1. Подбор информации и расчет себестоимости продукции для разной отчетности.
2. Проведение сравнительного анализа расчета себестоимости по российской и международной отчетности.
3. Сравнение полученных результатов со среднеотраслевыми.
4. Презентация результатов на семинаре.
Домашняя работа по теме «Анализ прибыли фирмы» включает:
1. Подбор информации и расчет разных видов прибыли.
2. Проведение сравнительного анализа расчета прибыли по российской и международной отчетности.
3. Сравнение полученных результатов со среднеотраслевыми.
4. Презентация результатов на семинаре.
Домашняя работа по теме «Инвестиционные решения компании» включает:
1. Подбор информации и расчет показателей эффективности инвестиционных решений.
2. Проведение сравнительного анализа показателей для принятия эффективного инвестиционного решения.
3. Презентация результатов на семинаре.