Зарождение и развитие экономической науки
Как систематизированное знание, как наука, экономика начала формироваться в ХV–ХVI вв. Основной вопрос, который тогда интересовал
экономистов, – почему одни страны богатые, а другие бедные, откуда берется богатство? И экономика становится наукой о богатстве. Первыми экономистами, которые разработали стройную концепцию о богатстве, были меркантилисты(от итальянского мерканте – торговец).
Меркантилисты полагали, что богатство нации – это золото, а источником богатства является торговля. Отсюда и практические рекомендации для страны: меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства.
Следующий шаг в развитии экономики связан с физиократической
школой(греч. физис – природа, кратос – власть, т.е. власть природы). Фи-
зиократы полагали, что источником богатства нации является не торговля,
а сельское хозяйство. Именно в сельском хозяйстве создается тот дополни-
тельный продукт (превышение продукта произведенного над продуктом
потребленным), за счет которого и образуется богатство нации. Отсюда:
только труд в сельском хозяйстве является производительным, все остальные отрасли только пользуются плодами сельского хозяйства.
Идеи физиократов были развиты и углублены представителями английской классической политэкономии(У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо), которые в качестве источника богатства нации рассматривали труд в сфере материального производства. У. Петти принадлежит крылатая фраза: "Природа – мать, а труд – отец всякого богатства". Огромный вклад в
развитие экономики внес А.Смит, место и роль которого в экономике можно сравнить с местом и ролью И. Ньютона в физике. В своей работе "Исследование о причинах и природе богатства народов" (1776 г.) А. Смит
развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции,
показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но, направляемые "невидимой рукой", содействуют реализации интересов других людей и общества в целом. Под "невидимой рукой" А. Смит понимал стихийное действие объективных экономических законов.
Следующий шаг в развитии экономической науки связан с именами
К. Маркса и Ф. Энгельса. Сконструированная ими экономическая теория, –
марксизм– развивая идеи трудовой теории стоимости, доказывала, что
всякий продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала. Это явление представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может лишь в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала практика, реальная экономическая действительность оказалась оторванной от теоретических представлений и идей марксизма. Тем не менее, нельзя отрицать, что К. Маркс сделал большой вклад в развитие экономической теории. Параллельно с марксизмом в ХIХ в. развивается неоклассическое направление, представители которого сосредотачивают свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. Опираясь на накопленное теоретическое богатство, неоклассики выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции В частности, австрийские ученые-экономисты (Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк, Фридрих фон Визер) создают теорию маржинализма15 ("маргинальный" – крайний, предельный), которая анализирует экономиче-
ские явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных
в хозяйственные отношения. Провозглашается принцип рационального по-
ведения человека, т.е. человека, который руководствуется в своей деятель-
ности прежде всего собственными, субъективными оценками выгод и за-
трат, возникающих в процессе экономической деятельности.
Основатели маржинального направления в экономике, придавая особое значение субъективизму, ввели в практику экономического анализа психологическую составляющую, принцип рационального поведения человека в рыночной экономике.
Согласно воззрениям маржиналистов ценность благ определяется не за-
тратами труда, а субъективными оценками покупателя и продавца, и в основе цены блага лежит предельная полезность – "субъективная полезность отдельного экземпляра того или иного блага, с помощью которого удовлетворяется наименее настоятельная потребность в товарах данного вида". Маржиналисты ввели в практику экономического анализа концепцию
предельных величин, что создало возможность для математической интерпретации многих экономических ситуаций. Сторонники австрийской школы были убежденными противниками широкого вмешательства государства в экономику.
Огромный вклад в развитие неоклассического направления внес
А. Маршалл. В своей работе "Принципы политической экономии" (1890 г.)
он разработал современную теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, формирования рыночной равновесной цены,
взаимодействие спроса и предложения, влияние на них различных факто-
ров, рассмотрел виды рыночного равновесия и др. Заслуга А. Маршалла
состоит в том, что он сумел свести воедино разрозненные положения и
подходы неоклассического направления. А. Маршалл полагал, что главная
задача экономической науки заключается в том, чтобы содействовать ре- шению социальных проблем.
Развитие и распространение методологии и теоретических положений неоклассического направления привело к смене предмета экономической
науки. С конца ХIХ в. экономика превращается в общественную науку о
способах использования ограниченных экономических ресурсов для максимально возможного удовлетворения неограниченных потребностей людей и получает название "экономикс". В отличие от политический экономии экономикс занимается изучением экономических процессов в их "чистом" виде, отвлеченном от социальных и политических проблем..