Очная форма обучения на базе СПО

Учебно-методический комплекс

для студентов очной, очной на базе СПО повышенного уровня форм обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)

Ростов-на-Дону

Авторы: А.Ф. Щеглов –кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия; Рябошапка А.И.–кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиалаРоссийской академии правосудия.

Рецензенты: Панченко В.И., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии.

Панасенко И.М., кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия правосудия (протокол № 6 от 18 января 2012 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия правосудия, протокол № 8 от 27 марта 2012 г.

© Ростовский филиал Российской академии правосудия, 2012.

© А.Ф. Щеглов, А.И. Рябошапка, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………… 5

Тематический план ……………………………………………………………………… 5

Программа курса………………………………………………………………………… 8

Планы семинарских (практически) занятий …………………………………………… 14

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………........................................................................................................50

Задания для выполнения контрольных работ ……………………………………………66

Примерная тематика рефератов…… ………………………………………………………67

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ……………………...69

Литература …………………………………………………………………………………..76

Вопросы для подготовки к экзамену………………. ……………………………………...77

Приложение 1.………………………………………………………………………………79

Приложение 2………………………………………………………………………………..80

ВВЕДЕНИЕ

Экономика – дисциплина базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».

Цель изучения дисциплины:

- освоение теоретических знаний и представлений о закономерностях функционирования и развития рыночной экономики;

- формирование способности применять полученные знания для достижения практических целей, решения задач в области и видах профессиональной деятельности.

Задачи преподавания дисциплины:

- формирование целостного представления об особенностях функционирования локальных и факторных рынков, достижения равновесия в микроэкономике, специфике макроэкономической динамики;

- получение навыков самостоятельного анализа экономических явлений, умений выделять причинно-следственные связи и зависимости в экономике, осуществлять прогноз возможного хода событий и находить оптимальное решение экономических проблем.

- формирование личностных качеств обучающихся, а также общенаучных, социально-значимых, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих реализовать основные виды профессиональной деятельности, осуществлять научно-исследовательскую работу.

Овладение курсом опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Отечественная история», «Философия», «Математика». В свою очередь получение экономических знаний является условием успешного изучения многих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин.

Изучение дисциплины «Экономика» должно способствовать формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций будущего выпускника..

Общекультурные:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).

Профессиональные:

- в педагогической деятельности:

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Формирование знаний, общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся предполагает использование активных и интерактивных форм и методов проведения учебных занятий. При изучении дисциплины «Экономика» целесообразно использовать методический инструментарий повышения познавательной активности студентов и закрепления навыков для будущей профессиональной деятельности с помощью проведения дискуссий, ролевых игр, проведения тренингов, а также использования технологии кейс-обучения. Учебно-методический комплекс подготовлен на основе учебно-методических материалов по дисциплине «Экономика», разработанных к.э.н., доцентом А.Ф. Щегловым.

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

• основные положения и методы экономической науки и хозяйствования;

• юридическое отражение методов хозяйствования и их обеспечение в российском законодательстве;

• современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;

• роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;

• принципы и методы организации и управления малыми коллективами.

в) уметь

• использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

• находить эффективные организационно-управленческие решения;

• самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики.

г) владеть:

• навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная очная на базе СПО 4 з.е. – 144 1 з.е.- 36* 3 з.е.-108
Зачетные единицы – общая трудоемкость 4 з.е.-144 3 з.е – 108
Всего аудиторных занятий из них:
лекции
семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля экзамен

* - переаттестация

2. Тематический план

Очная форма обучения

Наименование разделов и тем курса Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары Самостоятельная работа
Раздел 1. Введение в экономику  
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека.
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. - -
Тема 3.Материальные потребности и экономические ресурсы общества -
Тема 4. Экономическая система: структура и виды (интерактивное занятие)
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе -
Тема 6. Рынок и его функции (интерактивное занятие) -
Всего по I разделу
Раздел II. Микроэкономика  
Тема 7. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Тема 8. Теория потребительского поведения -
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. - -
Тема 10. Теория производства и фирмы -
Тема 11. Затраты и результаты производства (интерактивное занятие) -
Тема 12. Конкуренция и типы рыночных структур (интерактивное занятие)
Тема 13. Рынки факторов производства (интерактивное занятие) -
Всего по II разделу
Раздел III Макроэкономика  
Тема 14. Национальная экономика: цели и результаты функционирования -
Тема 15. Система национального счетоводства и методы расчета основных макроэкономических показателей (интерактивное занятие) -
Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение  
Тема 17. Экономическое рост и его факторы - -
Тема 18. Цикличность экономического развития -
Тема 19. Потребление, сбережение и инвестиции - -
Тема 20. Деньги и денежная система. Инфляция -
Тема 21. Денежно-кредитная система -
Тема 22. Финансы и финансовая система страны -
Тема 23. Налоги и налоговая система - -
Тема 24. Государственное регулирование экономики
Тема 25. Доходы и социальная политика государства -
Тема 26. Мировое хозяйство и тенденции его развития - -
Тема 27. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства (интерактивное занятие) -
Тема 28. Международные валютные отношения и формы их реализации -
Всего по III разделу
Всего по курсу:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

очная форма обучения на базе СПО

Наименование разделов и тем курса Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Лекции Семинары Самостоятельная работа
Раздел 1. Введение в экономику  
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека. -
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. - -
Тема 3.Материальные потребности и экономические ресурсы общества -
Тема 4. Экономическая система: структура и виды -
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе - -
Тема 6. Рынок и его функции (интерактивное занятие) -
Всего по I разделу
Раздел II. Микроэкономика  
Тема 7. Спрос и предложение. Рыночное равновесие -
Тема 8. Теория потребительского поведения -
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. - -
Тема 10. Теория производства и фирмы -
Тема 11. Затраты и результаты производства (интерактивное занятие) -
Тема 12. Конкуренция и типы рыночных структур -
Тема 13. Рынки факторов производства -
Всего по II разделу
Раздел III Макроэкономика  
Тема 14. Национальная экономика: цели и результаты функционирования -
Тема 15. Система национального счетоводства и методы расчета основных макроэкономических показателей (интерактивное занятие) -
Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение -
Тема 17. Экономическое рост и его факторы - -
Тема 18. Цикличность экономического развития -
Тема 19. Потребление, сбережение и инвестиции - -
Тема 20. Деньги и денежная система. Инфляция - -
Тема 21. Денежно-кредитная система - -
Тема 22. Финансы и финансовая система страны (интерактивное занятие) -
Тема 23. Налоги и налоговая система - -
Тема 24. Государственное регулирование экономики -
Тема 25. Доходы и социальная политика государства - -
Тема 26. Мировое хозяйство и тенденции его развития - -
Тема 27. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства - -
Тема 28. Международные валютные отношения и формы их реализации - -
Всего по III разделу
Всего по курсу:

4. Программа Курса

РАЗДЕЛ I. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека

Предмет экономической науки. Экономика как многопризнаковая система. Продукт и фазы его движения. Производственные отношения. Политическая экономия и ее предмет. Экономикс и его составляющие. Микроэкономический анализ, его задачи и категории. Макроэкономический анализ, его задачи и категории. Современная экономическая наука и ее предмет.

Основные функции экономической науки. Нормативная и позитивная экономическая теория. Методология современной экономической науки. Научная абстракция. Дедукция и индукция. Единство исторического и логического. Экономико-математическое моделирование. Экономический эксперимент.

Наши рекомендации