Очная форма обучения на базе СПО
Учебно-методический комплекс
для студентов очной, очной на базе СПО повышенного уровня форм обучения
направление подготовки 030900.62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Ростов-на-Дону
Авторы: А.Ф. Щеглов –кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия; Рябошапка А.И.–кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиалаРоссийской академии правосудия.
Рецензенты: Панченко В.И., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии.
Панасенко И.М., кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Российской академии правосудия.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия правосудия (протокол № 6 от 18 января 2012 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия правосудия, протокол № 8 от 27 марта 2012 г.
© Ростовский филиал Российской академии правосудия, 2012.
© А.Ф. Щеглов, А.И. Рябошапка, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………… 5
Тематический план ……………………………………………………………………… 5
Программа курса………………………………………………………………………… 8
Планы семинарских (практически) занятий …………………………………………… 14
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………........................................................................................................50
Задания для выполнения контрольных работ ……………………………………………66
Примерная тематика рефератов…… ………………………………………………………67
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля ……………………...69
Литература …………………………………………………………………………………..76
Вопросы для подготовки к экзамену………………. ……………………………………...77
Приложение 1.………………………………………………………………………………79
Приложение 2………………………………………………………………………………..80
ВВЕДЕНИЕ
Экономика – дисциплина базовой (обязательной) части гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция».
Цель изучения дисциплины:
- освоение теоретических знаний и представлений о закономерностях функционирования и развития рыночной экономики;
- формирование способности применять полученные знания для достижения практических целей, решения задач в области и видах профессиональной деятельности.
Задачи преподавания дисциплины:
- формирование целостного представления об особенностях функционирования локальных и факторных рынков, достижения равновесия в микроэкономике, специфике макроэкономической динамики;
- получение навыков самостоятельного анализа экономических явлений, умений выделять причинно-следственные связи и зависимости в экономике, осуществлять прогноз возможного хода событий и находить оптимальное решение экономических проблем.
- формирование личностных качеств обучающихся, а также общенаучных, социально-значимых, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих реализовать основные виды профессиональной деятельности, осуществлять научно-исследовательскую работу.
Овладение курсом опирается на знания, полученные при изучении дисциплин «Отечественная история», «Философия», «Математика». В свою очередь получение экономических знаний является условием успешного изучения многих гуманитарных, социально-экономических и профессиональных дисциплин.
Изучение дисциплины «Экономика» должно способствовать формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций будущего выпускника..
Общекультурные:
- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
Профессиональные:
- в педагогической деятельности:
- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Формирование знаний, общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся предполагает использование активных и интерактивных форм и методов проведения учебных занятий. При изучении дисциплины «Экономика» целесообразно использовать методический инструментарий повышения познавательной активности студентов и закрепления навыков для будущей профессиональной деятельности с помощью проведения дискуссий, ролевых игр, проведения тренингов, а также использования технологии кейс-обучения. Учебно-методический комплекс подготовлен на основе учебно-методических материалов по дисциплине «Экономика», разработанных к.э.н., доцентом А.Ф. Щегловым.
В результате изучения дисциплины студент должен:
а) знать:
• основные положения и методы экономической науки и хозяйствования;
• юридическое отражение методов хозяйствования и их обеспечение в российском законодательстве;
• современное состояние мировой экономики и особенности функционирования российских рынков;
• роль государства в согласовании долгосрочных и краткосрочных экономических интересов общества;
• принципы и методы организации и управления малыми коллективами.
в) уметь
• использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;
• находить эффективные организационно-управленческие решения;
• самостоятельно осваивать прикладные экономические знания, необходимые для работы в конкретных сферах юридической практики.
г) владеть:
• навыками постановки экономических и управленческих целей и их эффективного достижения, исходя из интересов различных субъектов и с учетом непосредственных и отдаленных результатов.
1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по формам обучения | |
очная | очная на базе СПО 4 з.е. – 144 1 з.е.- 36* 3 з.е.-108 | |
Зачетные единицы – общая трудоемкость | 4 з.е.-144 | 3 з.е – 108 |
Всего аудиторных занятий из них: | ||
лекции | ||
семинарские (практические) занятия | ||
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС | ||
Форма итогового контроля | экзамен |
* - переаттестация
2. Тематический план
Очная форма обучения
Наименование разделов и тем курса | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Введение в экономику | |||
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека. | |||
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. | - | - | |
Тема 3.Материальные потребности и экономические ресурсы общества | - | ||
Тема 4. Экономическая система: структура и виды (интерактивное занятие) | |||
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе | - | ||
Тема 6. Рынок и его функции (интерактивное занятие) | - | ||
Всего по I разделу | |||
Раздел II. Микроэкономика | |||
Тема 7. Спрос и предложение. Рыночное равновесие | |||
Тема 8. Теория потребительского поведения | - | ||
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. | - | - | |
Тема 10. Теория производства и фирмы | - | ||
Тема 11. Затраты и результаты производства (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 12. Конкуренция и типы рыночных структур (интерактивное занятие) | |||
Тема 13. Рынки факторов производства (интерактивное занятие) | - | ||
Всего по II разделу | |||
Раздел III Макроэкономика | |||
Тема 14. Национальная экономика: цели и результаты функционирования | - | ||
Тема 15. Система национального счетоводства и методы расчета основных макроэкономических показателей (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение | |||
Тема 17. Экономическое рост и его факторы | - | - | |
Тема 18. Цикличность экономического развития | - | ||
Тема 19. Потребление, сбережение и инвестиции | - | - | |
Тема 20. Деньги и денежная система. Инфляция | - | ||
Тема 21. Денежно-кредитная система | - | ||
Тема 22. Финансы и финансовая система страны | - | ||
Тема 23. Налоги и налоговая система | - | - | |
Тема 24. Государственное регулирование экономики | |||
Тема 25. Доходы и социальная политика государства | - | ||
Тема 26. Мировое хозяйство и тенденции его развития | - | - | |
Тема 27. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 28. Международные валютные отношения и формы их реализации | - | ||
Всего по III разделу | |||
Всего по курсу: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
очная форма обучения на базе СПО
Наименование разделов и тем курса | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
Лекции | Семинары | Самостоятельная работа | |
Раздел 1. Введение в экономику | |||
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека. | - | ||
Тема 2. Основные этапы развития экономической науки. | - | - | |
Тема 3.Материальные потребности и экономические ресурсы общества | - | ||
Тема 4. Экономическая система: структура и виды | - | ||
Тема 5. Собственность и её роль в экономической системе | - | - | |
Тема 6. Рынок и его функции (интерактивное занятие) | - | ||
Всего по I разделу | |||
Раздел II. Микроэкономика | |||
Тема 7. Спрос и предложение. Рыночное равновесие | - | ||
Тема 8. Теория потребительского поведения | - | ||
Тема 9. Эластичность спроса и предложения. | - | - | |
Тема 10. Теория производства и фирмы | - | ||
Тема 11. Затраты и результаты производства (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 12. Конкуренция и типы рыночных структур | - | ||
Тема 13. Рынки факторов производства | - | ||
Всего по II разделу | |||
Раздел III Макроэкономика | |||
Тема 14. Национальная экономика: цели и результаты функционирования | - | ||
Тема 15. Система национального счетоводства и методы расчета основных макроэкономических показателей (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 16. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение | - | ||
Тема 17. Экономическое рост и его факторы | - | - | |
Тема 18. Цикличность экономического развития | - | ||
Тема 19. Потребление, сбережение и инвестиции | - | - | |
Тема 20. Деньги и денежная система. Инфляция | - | - | |
Тема 21. Денежно-кредитная система | - | - | |
Тема 22. Финансы и финансовая система страны (интерактивное занятие) | - | ||
Тема 23. Налоги и налоговая система | - | - | |
Тема 24. Государственное регулирование экономики | - | ||
Тема 25. Доходы и социальная политика государства | - | - | |
Тема 26. Мировое хозяйство и тенденции его развития | - | - | |
Тема 27. Мировая торговля и внешнеторговая политика государства | - | - | |
Тема 28. Международные валютные отношения и формы их реализации | - | - | |
Всего по III разделу | |||
Всего по курсу: |
4. Программа Курса
РАЗДЕЛ I. Введение в экономическую теорию
Тема 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека
Предмет экономической науки. Экономика как многопризнаковая система. Продукт и фазы его движения. Производственные отношения. Политическая экономия и ее предмет. Экономикс и его составляющие. Микроэкономический анализ, его задачи и категории. Макроэкономический анализ, его задачи и категории. Современная экономическая наука и ее предмет.
Основные функции экономической науки. Нормативная и позитивная экономическая теория. Методология современной экономической науки. Научная абстракция. Дедукция и индукция. Единство исторического и логического. Экономико-математическое моделирование. Экономический эксперимент.