Тема 4. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы

Цель занятий: студенты получат представление о рынке труда, его структуре м механизме функционирования.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают содержание понятия «рынок труда»;

2) получают представление о структуре рынка труда;

3) получают о различных видах рынков труда;

4) получают знания о механизме взаимодействия спроса и предложения на рынке труда;

5) выявляют особенности современного российского рынка труда..

Основные понятия и персоналии:

Культура, субкультура, контркультура, ценность, норма, обычай, традиция, язык, деятельность, этноцентризм, культурный релятивизм, аномия.

А. Маршалл, Дж. Кейнс, Т. Веблен, У. Ростоу, М. Фридмен и другие..

Вопросы:

1. Дайте определение понятия «рынок труда». В чем принципиальное отличие рынка труда от рынков других ресурсов?

2. Что относится к компонентам рынка труда?

3. В чем заключается различие взглядов современных российских ученых на сущность рынка труда?

4. Как «работает» механизм рынка труда?

5. Что такое сегментация рынка труда и какова роль отдельных сегментов в механизме рынка?

6. Какие виды рынков труда вы знаете? Дайте характеристику основных национальных моделей рынка труда.

7. В чем специфика первичного и вторичного рынков труда?

8. Что такое конъюнктура рынка труда и каковы формы ее проявления?

9. Какие негативные факторы препятствуют эффективному функционированию российского рынка труда в настоящее время?

10. Чем характеризуется российская модель рынка труда?

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают основные элементы рынка труда;

2) знают механизм действия рынка труда;

3) имеют представление о рыночной инфраструктуре и ее элементах;

4) понимают сущность рынка труда;

5) умеют выявить специфику российской модели рынка труда.

Литература

Основная:

1. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

2. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011.

2. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. – М., 2010.

3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

Дополнительная:

7. Жулина Е.Г. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2010.

8. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.

9. Экономика и социология труда: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2010.

Тема 5. Государственное регулирование рынка труда и занятости

Цель занятий:студенты получат представление об основных принципах и стратегиях государственного регулирования рынка труда и занятости.

Задачи:

В ходе занятий студенты:

1) раскрывают содержание понятия «политика занятости»;

2) анализируют основные цели политики занятости;

3) раскрывают роль государства на рынке труда;

4) анализируют специфику активной и пассивной политики занятости;

5) научатся характеризовать подходы к регулированию рынка труда;

76) выявляют меры государственной поддержки занятости в современном российском обществе.

Основные понятия и персоналии:

Государственная политика занятости, активная политика занятости, пассивная политика занятости.

опросы:

1. В чем заключается роль государства на рынке труда?

2. Выявить и охарактеризовать основные направления государственной политики занятости на рынке труда.

3. Охарактеризовать политику занятости в РФ.

4. В чем состоит принципиальное отличие между активной и пассивной политикой занятости на рынке труда?

5. Дайте характеристику основных инструментов государственного воздействия на рынок труда.

6. Место государственной службы занятости в регулировании рынка труда.

7. В чем состоит предназначение государственных служб занятости населения, помимо содействия в и трудоустройстве?

8. Какова роль негосударственных структур содействия занятости на рынке труда?

9. Какова роль малого бизнеса в решении проблем занятости населения?

10. В чем специфика системы управления занятостью в регионе? Каковы способы создания новых рабочих мест?

Прогнозируемый результат:

В результате освоения содержания занятия студенты:

1) знают специфику системы управления занятостью;

2) умеют выявить предназначение государственных служб занятости;

3) имеют представление о негосударственных структурах содействия занятости населения на рынке труда;

4) имеют представление о стратегии занятости, реализуемой в современной России;

5) знают роль и значение оплачиваемых общественных работ в материальной и моральной поддержке высвобождаемых работников.

Литература

Основная:

1.Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Эсаулова И.А. Управление трудовыми ресурсами: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009.

2.Красноженова Г.Ф., Симонин П.В. Управление трудовыми ресурсами: Учеб. Пособие. – М., 2008.

3. Рынок труда: учебник / под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – М., 2007.

Дополнительная:

4. Алиев И.М., Горелов Н.А, Ильина Л.О. Экономика труда: Учеб. пособие. – М., 2011.

5. Маренков Н.Л., Алимарина Е.А. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина (Высшее образование). – М., Ростов-н/Д,, 2004.

6. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – М., 2011.

7. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М., 2008.

Наши рекомендации