Е годы — начало создания интегрированных АСУ
В 80-е годы создание интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ)становится основой технической политики в области автоматизации производства и управления. Сложившаяся к этому времени методология создания ИАСУ охватывала интеграцию функциональной и обеспечивающей частей системы.
Функциональная интеграция предусматривала горизонтальную интеграцию управления жизненным циклом продукции и всех связанных с нею видов деятельности, а также вертикальную интеграцию всех уровней управления системы. Интеграция обеспечивающей части включала информационную, техническую и организационную интеграцию системы.
Создание ИАСУ в СССР явилось реакцией на увеличение сложности управления при высокой степени централизации управления народным хозяйством и всей страной. [8]
90-е годы – настоящее время – вхождение России в мировое сообщество управления проектом
В начале 90-х Россия вошла в «мир управления проектом» и стала полноправным членом сообщества проектного управления. Все общемировые тенденции развития управления проектом стали так или иначе проявляться и в нашей стране. [9]
1.7. Актуальность управления проектами в современной России
В России XXI в. происходят наиболее масштабные изменения в экономике, управлении, укладе жизни. Эти изменения не только масштабны, но и беспрецедентны — ни в одной другой стране мира за столь короткий срок не происходила коренная ломка одной экономической системы и формирование другой.
Все многообразие процессов, происходящих при этом, можно представить как совокупность социальных, технических, организационных, экономических проектов. Если, с одной стороны, научиться этими проектами управлять и если, с другой стороны, руководители, призванные принимать решения, будут прислушиваться к рекомендациям профессиональных управляющих проектами, то проводимые в стране реформы будут идти успешнее.
Отметим главные изменения, произошедшие в экономической жизни России, являющиеся предпосылками для успешного применения на практике проектного подхода к управлению:
· ликвидация планово-распределительной системы, начало формирования правовой системы регулирования;
· изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий, акционирование, приватизация и т.д.);
· изменение методов и средств управления — в частности, переход на идеологию программного управления;
· развитие новых информационных технологий;
· активное привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые традиционно широко используют методологию управления проектами;
· создание новых рыночных структур, работающих с проектами (инвестиционные фонды, финансовые компании, коммерческие банки и др.).
Объективно возрастает сложность управления экономикой в связи с увеличением числа субъектов управления, усложнением их действий, снижением уровня профессионализма управленческого персонала. Современная инвестиционная политика направлена на финансирование проектов, реализуемых в минимальные сроки и способных принести максимальную прибыль. В таких условиях новый метод становится проверенным инструментом реализации любых проектов необходимого качества, в установленные сроки, в рамках принятого бюджета.
Вместе с тем имеется ряд ограничений, существенно сдерживающих распространение новой методологии как в сфере управления крупными проектами, так и в сфере управления комплексными программами. К таким ограничениям относятся:
· общий спад производства и неустойчивое функционирование экономики;
· недостаточная политическая стабильность (как дополнительный фактор риска);
· резкое сокращение государственных инвестиций и спад инвестиционной активности;
· достаточно высокая инфляция;
· недостаточная развитость кредитно-финансовой и банковской систем, сдерживающая оборот инвестиций и капиталов;
· отсутствие надежной системы обеспечения гарантий и льгот для инвесторов, в том числе иностранных.
Перспективный рынок инвестиционных проектов в ключевых отраслях промышленности и социальной сфере сосредоточен в основном в следующих отраслях:
· топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;
· обеспечение населения продовольствием и медикаментами;
· конверсия военно-промышленного комплекса;
· транспорт, связь и телекоммуникации;
· жилищное строительство;
· наука.
Главная проблематика проектов в отраслях топливно-энергетического комплекса — осуществление системы антикризисных мер и развитие ресурсосберегающих процессов, а также совершенствование структуры энергоносителей.
Главной проблематикой проектов в сфере продовольственного снабжения остается решение комплекса первоочередных задач по увеличению продовольственных ресурсов и стабилизации агропромышленного производства.
В области конверсии военно-промышленного комплекса проекты должны обеспечить сохранение и эффективное использование производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, развитие экспортной базы и импортозамещения, в том числе:
· производство экономичных летательных аппаратов мирового уровня, полностью соответствующих международным экологическим требованиям и требованиям к безопасности полетов;
· развитие производства оборудования для ТЭК и лесопромышленного комплекса;
· развитие производства технологического оборудования для агропромышленного комплекса, а также для торговли и общественного питания;
· развитие производства средств связи, поддержка и развитие отечественной электроники.[10]
1.8. Профессиональные организации по управлению проектами
В современном мире компании и эксперты, работающие в области управления проектами, образовали профессиональные структуры, включающие в себя национальные и международные организации, которые обеспечивают необходимое профессиональное взаимодействие между ними, контролируют уровень профессиональной подготовки и осуществляют управление знаниями в области проект-менеджмента.
На сегодняшний день можно выделить следующие крупнейшие национальные и международные профессиональные организации по управлению проектами:
· Американский институт управления проектами (Project Management Institute — PMI), сфера влияния — Северная Америка, количество членов — свыше 30 тыс. человек; координаты: http://www.pmi.orghttp://www.pmi.org
· Международная ассоциация управления проектами (International Project Management Association — IPMA), сфера влияния — Европа, количество членов — свыше 10 тыс. человек; координаты: http://www.ipma.org
· Австралийский институт управления проектами (Australian Institute of Project Management — AIPM), координаты: http://www.aipm.com.au/
· Японская ассоциация развития инжиниринга (Engineering Advanced Association — ENAA), координаты: http://www. enaa.org.jp/
· Российская ассоциация управления проектами (Совнет), являющаяся ассоциированным членом IPMA и имеющая право сертификации проект-менеджеров на соответствие требованиям IPMA, координаты: http://www.sovnet.ru
· Московский филиал американского PMI, координаты: http://www.pmi.ru[11]
Эти организации занимаются подготовкой стандартов проектного менеджмента, систематизацией лучших практик, полезных решений, знаний и подходов управления проектами, со временем они установили тесные контакты для обмена информацией, идеями, взаимного участия в национальных и международных форумах по УП, обмена публикациями в специальных изданиях и т.д.
Ведущей организацией признан Международный Институт Проектного Менеджмента (Project Management Institute – PMI, Филадельфия, www.pmi.org) с отделениями в ведущих странах мира. PMI разработал и обновляет стандарты управления проектами ANSI PMI PMBOK, последняя четвертая редакция была выпущена в 2008 г., именно на нее мы и будем опираться в данном учебном пособии при рассмотрении ключевых аспектов проектного менеджмента.
Список дополнительной литературы:
1. Кодекс профессиональной этики и поведения (Code of Ethics and Professional Conduct), Институт управления проектами (Project Management Institute, PMI);
2. Руководство к своду знаний об управлении проектами (A Guide to the Project Management Body of Knowledge), 4е издание, 2008г. – 464 с. (гл. 1 «Введение», с. 1-14);
3. Товбс А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт. – М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2003. – 240 с. (гл. 1. «Международные и национальные стандарты по управлению проектами», с. 21-35).
[1] Разу М.Л., Воропаев В.И., Якутии Ю.В. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. — М: ИНФРА-М, 2000. - 48-52 с.
[2] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — с. 34-36
[3] Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. с. 17-21
[4] Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. с. 3-4
[5] Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. с. 21-24
[6] Разу М.Л., Воропаев В.И., Якутии Ю.В. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. — М: ИНФРА-М, 2000. – с. 34-36
[7] Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/кол. авт. под ред. проф. М.А. Разу.-М.:КНОРУС, 2006. с. 74-75
[8] Разу М.Л., Воропаев В.И., Якутии Ю.В. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. — М: ИНФРА-М, 2000. – с. 38-43
[9] Управление проектом. Основы проектного управления: учебник/кол. авт. под ред. проф. М.А. Разу.-М.:КНОРУС, 2006. с. 80
[10] Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. с. 32-35
[11] Романова М.В. Управление проектами: учеб. пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. с. 35