Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Начальное образование. Дошкольное образование.
Челябинск 2015
Лист согласования
Разработчики: | ||||||||||||
Доцент | П.Г.Рябчук | |||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
(занимаемая должность) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | ||||||||||
Программа одобрена на заседании кафедры | « | » | августа | 2015 Протокол | № | |||||||
Заведующий кафедрой | О.Э. Иванова | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Одобрено представителем работодателя | ||||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия, должность, место работы) | |||||||||||
Руководитель ОПОП | Д.Н. Корнеев | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
Декан факультета | Ф.Х. Хабибуллин | |||||||||||
(подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра социально – педагогического образования
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«28» августа 2015 г.
Протокол № 7
Зав. кафедрой _______.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика образования
(учебная и рабочая программы и методические материалы к ним)
Направление: 44.03.05 Педагогическое образование
(код, наименование)
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль):
Начальное образование. Дошкольное образование.
Челябинск, 2015
ГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………….6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 13
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………….14
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 16
7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 19
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 19
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 19
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 20
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Место дисциплины в образовательной программе. При изучении дисциплины студенты знакомятся с механизмом функционирования хозяйствования образовательных структур. Изучается имущественный комплекс учреждений, состав и источники их образования. Данная дисциплина (Б1.Б4) входит в гумманитарный, социальный и экономический цикл (базовая часть) дисциплин. Трудоемкость дисциплины составляет 3 ЗЕТ (108 часов), из них 10 часов - из них аудиторная (10 часов: 6 часов лекционных и 4 часов практически) и самостоятельная (891 час). Реализуется во II семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в II семестре.
Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ экономической теории, издержек производства, понятия доходов и расходов, их видов. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты знакомятся с базовыми теоретическими знаниями понятия имущественного комплекса учреждения, его состав и структура, доходы и расходы, источники их формирования и направления их расходования. Освоят механизм формирования калькуляций на образовательные услуги.
1.4. Цели дисциплины:
Цель и задачи освоения учебной дисциплины
Основная цель обучения дисциплине – формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в области экономических отношений, складывающихся в системе образования.
Задачидисциплины «Экономика образования»:
1. Изучение теоретических основ экономики образовательного учреждения.
2. Выявление основных проблем образования как отрасль национальной экономики.
3. Управление и маркетинг как элемент управления в образовании.
4. Изучение рынка образовательных услуг.
5. Финансирование образовательного учреждения.
6. Изучить подходы к начислению заработной платы в образовательном учреждении.
7. Изучение материально – технической базы образовательного учреждения.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине. Планируемые результаты обучения
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) | З.1 Экономическую систему образовательного учреждения. | У.1Сформировать состав имущества по активам и источникам их формирования. | В.1 Способами формирования калькуляций на образовательные услуги. |
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг» | ||||||
1.1. | Образование как отрасль национальной экономики и его структура | 0,5 | 0,5 | |||
1.2. | Управление и маркетинг в системе образования | 0,5 | 0,5 | |||
Раздел 2. «Доходы и расходы в системе образования» | ||||||
2.1. | Финансирование системы образования и его источники | 1,5 | 17,5 | |||
2.2. | Труд и заработная плата в системе образования | 1,5 | 17,5 | |||
2.3. | Материально-техническая база образовательных учреждений | |||||
Форма контроля | экзамен | |||||
Всего | ||||||
Итого – 108 часов |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
№ | Тема | План | Методическое обеспечение | ||||||
Раздел 1. «Экономика образования и рынок образовательных услуг» (36 час) | |||||||||
1.1 | ОПК 2. З1.У 1. В1. | ||||||||
1.2 | Содержание раздела. Понятие «система образования». Законы России о сущности и составных частях понятия «система образования». «Экономика образования» как научная и учебная дисциплина. Образование как приоритетная отрасль экономики. Экономические функции образования. Отраслевая структура системы образования. Образование как некоммерческая отрасль экономики: некоммерческие организации и некоммерческий сектор. Система органов управления образованием и её уровни. Компетенции федеральных, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Оптимизация административных и экономических методов управления. Образовательные услуги как товар и их особенности. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Сектора рынка, виды платных услуг в образовании; цена услуг образования. | ||||||||
1.3 | План лекционного курса | ||||||||
1.3.1 | Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура» | 1. Образование как отрасль. 2. Роль образования в экономике. 3. Вклад образования в занятость. 4. Вклад образования с подготовку рабочих кадров. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
1.3.2 | Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования» | 1. Аппарат управления в системе образования. 2. Уровни образования. 3. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
1.4 | Планы практических/семинарских занятий | ||||||||
1.4.1 | Тема 1 «Образование как отрасль национальной экономики и его структура» | 5. Образование как отрасль. 6. Роль образования в экономике. 7. Вклад образования в занятость. 8. Вклад образования с подготовку рабочих кадров. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
1.4.2 | Тема 2«Управление и маркетинг в системе образования» | 4. Аппарат управления в системе образования. 5. Уровни образования. 6. Маркетинговая деятельность в ВПО и СПО. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
1.6. | Самостоятельная работа | ||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||
Тема 1. Образование как отрасль национальной экономики и его структура. Представить материал по вкладу системы образования в ВВП, занятость РФ. 3. балла Система образования РФ. Уровни системы образования. 5 баллов Тема 2. Управление и маркетинг в системе образования. Основные направления маркетинговой деятельности в системе образования. 7 баллов | Обзор материалов по нормативному регулированию экономической деятельности в образовании РФ – 3. Изучение локального нормативного обеспечения образовательного процесса – 3. Формирование устава ОУ – 5. | ||||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||||||
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) | тест | ||||||||
Раздел 2 Доходы и расходы в системе образования (49 часов) | |||||||||
2.1 | ОПК 2. З 1. У 1. В 1. | ||||||||
2.2 | Содержание раздела. Источники финансирования образования; классификация расходов на образование; сметное финансирование; позитивные и негативные моменты централизованного финансирования. Основные направления оптимизации финансового положения учебных заведений: изменения бюджетного финансирования; образовательные ваучеры; многоканальность финансирования образования. Внедрение методов самофинансирования и хозрасчетной деятельности. Особенности налогообложения в сфере образования. Смета бюджетного учреждения, бюджетная классификация. Особенности распоряжения бюджетными средствами. Труд работников образования и его особенности. Интеллектуальный и творческий характер данного вида труда. Аттестация работников образования как инструмент стимулирования труда. Квалификационные категории в качестве нормативных критериев уровня квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда в школах. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы. Законодательное регулирование заработной платы педагогов. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников. Новая система оплаты труда в системе образования (НСОТ) и ее значение. Основные критерии тарификации работников образования. Тарифные коэффициенты рабочих, учебно-вспомогательного персонала, учителей, профессорско-преподавательского состава учебных заведений. Доплаты и надбавки к зарплате работников образования. Методы мотивации и стимулирования труда. Власть, влияние и партнерство в образовании. Управление конфликтом в образовательном учреждении. Сущность, назначение и специфика материально-технической базы образовательного комплекса. Основные и оборотные фонды. Состав основных фондов. Состояние учебно-материальной базы сферы образования в России и за рубежом. Основные направления ее развития. Расширенное воспроизводство основных фондов, капиталовложения на цели образования. Расчет потребности в инвестициях на развитие общеобразовательных школ. Расчет потребности в основных видах оборудования для укрепления учебно-материальной базы. Материально-техническое снабжение и его роль в упрочнении этой базы. | ||||||||
2.3 | План лекционного курса | ||||||||
2.3.1 | Тема 1«Финансирование системы образования и его источники» | 1. Понятие финансирования. 2. Источники финансирования образовательных учреждений. 3. Внебюджетное финансирование учреждений. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.3.2 | Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования» | 1. Новая система оплаты труда в образовании. 2. ПКГ и КУ в образовании. 3. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании.. 4. Эффективный контракт. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 1.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.3.3. | Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений» | 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения. 2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.4 | Планы практических/семинарских занятий | ||||||||
2.4.1 | Тема 1«Финансирование системы образования и его источники» | 4. Понятие финансирования. 5. Источники финансирования образовательных учреждений. 6. Внебюджетное финансирование учреждений. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.4.2 | Тема 2 «Труд и заработная плата в системе образования» | 5. Новая система оплаты труда в образовании. 6. ПКГ и КУ в образовании. 7. Состав стимулирующих и компенсационных доплат в образовании.. 8. Эффективный контракт. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. 2.Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.4.3. | Тема 3 «Материально-техническая база образовательных учреждений» | 1. Имущественный комплекс образовательного учреждения. 2. Основы материально – технического обеспечения образовательного учреждения. | Вифлеемский, А.Б. Экономика образования [Текст]: учеб. пособие /А.Б. Вифлеемский. – М.: Народное образование, 2003. – 368 с. Менеджмент, маркетинг и экономика образования [Текст]: учеб. пособие /под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. – 2-е изд., перераб. – Н.Новгород: НИМБ, 2004. – 526 с. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие для вузов /М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е Кутепов. – М.: Академия, 2004. – 432 с. Менеджмент качества в вузе [Текст] /под ред. Ю.П. Похолкова и А.И. Чучалина. – Томск: Изд-во ТПУ, 2004. – 252 с. | ||||||
2.5. Самостоятельная работа | |||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||||||
Тема 1. Финансирование системы образования и его источники Построить таблицу по источникам и формам финансирования образовательного учреждения. 1 балл Тема 2. Материально-техническая база образовательных учреждений. Сформировать таблицу по основам закупок для нужд образовательных учреждений 3 балла | Изучение Состава и структуры имущественного комплекса образовательного учреждения – 3 Расчет заработной платы педагога – 3. Формирование штатного расписания образовательного учреждения. Расчет штатов. – 5 балов. | ||||||||
2.5. | Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||||||||
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2) | Решение задачи | ||||||||
Максимальное количество баллов по дисциплине 27 (задания инвариантной части) + 20 (выступления на практических занятиях) = 47 баллов