Цель и задачи дисциплины. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт менеджмента и предпринимательства
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Управленческая экономика
Направление подготовки
Менеджмент
Профиль подготовки
Магистерская программа «Стратегическое управление бизнесом»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Заочная
Сыктывкар 2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт менеджмента и предпринимательства
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
УТВЕРЖДЕНО
на заседании учебно-методической комиссии
факультета___________________
«___»_____________20__г.
Протокол №____
Председатель УМК
_______________А.Н.Куликова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Управленческая экономика
(наименование дисциплины (модуля))
Направление подготовки
080200.68 «Менеджмент»
Профиль подготовки
Магистерская программа «Стратегическое управление бизнесом»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
заочная
Блок дисциплинМ2.Б.1 профессиональный цикл, базовая часть
Семестр: 1 Всего учебных занятий – 144 часа, 4 зач.ед. В том числе: Аудиторные – 14 часов, из них: Лекции - 4 часа; Практические занятия - 10 часов; Лабораторные занятия – 0 часов; Самостоятельная работа - 121 часов; Интерактивные и активные – 10 часов; Контроль – 9 часов; Форма текущего контроля – контрольная работа; Промежуточный контроль – экзамен. |
Сыктывкар 2014
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ООП ВПО и учебного плана направления подготовки 080200.68 «Менеджмент»
Составитель рабочей программы:
доцент кафедры экономической теории и корпоративного управления, кандидат экономических наук Палев Андрей Иванович
подпись
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры экономической теории и корпоративного управления
Протокол заседания № __ от «___»___________2014 г.
Заведующий кафедрой : доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН
Шихвердиев Ариф Пирвелиевич
подпись
Для дисциплин, читаемых на других факультетах:
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии факультета
Должность, звание __________(Ф.И.О.)
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1.Рабочая программа дисциплины
1.1. Цель освоения учебной дисциплины
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
1.4. Структура и содержание дисциплины
2.Образовательные технологии
3.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
3.1. Методические рекомендации по написанию эссе и аналитической справки
3.2. Примерные темы аналитических записок
3.3. Балльно - рейтинговая система
3.4.Вопросы к экзамену
4.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
5.Материально-техническое обеспечение дисциплины
6.Карта обеспеченности литературой
Цель и задачи дисциплины
Целью дисциплины«Управленческая экономика» является формирование глубоких знаний закономерностей развития современной экономики и общих принципов поведения экономических агентов в условиях рынка, формирование у будущих магистров теоретических знаний и практических навыков по обоснованию принимаемых решений для реализации финансово-инвестиционной политики и управления производством.
Одной из главных целей изучения дисциплины «Управленческая экономика» является освоение методов и специальных приемов, используемых для объективной и всесторонней оценки деятельности экономических субъектов для принятия управленческих решений.
Задачами дисциплины являются:
•определение экономики управления и объяснение её связи с микроэкономикой, макроэкономикой и мировой экономикой, а также с такими дисциплинами как финансы, маркетинг и статистика;
• знание и формирование основных типов решений, которые должны принимать менеджеры применительно к распределению ограниченных ресурсов фирмы;
• изучение внешних и внутренних факторов оказывающих воздействие на способность компании (фирмы) максимизировать факторные доходы, в том числе и прибыль на инвестированный капитал своих владельцев;
• выработка умения проводить оценку экономической эффективности деятельности фирмы в различных типах экономических структур совершенной и несовершенной конкуренции;
• развитие навыков исследовательской деятельности.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Управленческая экономика» относится к дисциплинам вариативного цикла профиля «Общий и стратегический менеджмент». «Управленческая экономика» имеет междисциплинарный характер, тесно связана с дисциплинами: «Оценка и управление инвестиционными решениями», «Социально-экономическое прогнозирование», «Управление социально-экономическими системами», «Оперативный и стратегический контроллинг», «Современный стратегический анализ», «Антикризисное управление экономическими процессами», «Современные проблемы менеджмента».
1.3. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
- владением методами экономического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде (ПК-6).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные результаты новейших исследований по проблемам экономики и менеджмента;
модели поведения экономических агентов и рынков;
сущность и структуру предпринимательской деятельности;
современные теории и концепции поведения на различных уровнях организации;
основные информационные технологии управления бизнес-процессами;
уметь:
- управлять развитием организации; выявлять перспективные направления научных исследований, обосновывать актуальность научных исследований, теоретическую и практическую значимость исследуемой проблемы, формулировать гипотезы, проводить эмпирические и прикладные исследования;
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
- проводить количественное прогнозирование и моделирование управление бизнес-процессами.
владеть:
- методологией и методикой проведения научных исследований;
- навыками самостоятельной научной и исследовательской работы;
- навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
- методами исследования микро- и макросреды организации;
- информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами;
- активными методами преподавания управленческих дисциплин.
1.4.Структура и содержание дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 144 часа, 4 зачётные единицы
Таблица 1.
Календарно – тематический план курса
Раздел дисциплины | Количество часов по учебному плану | Формиров-ание компетен-ций | ||||||
Максимальная нагрузка | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | КСР | Формы контроля за успеваемостью | ||||
Всего | в том числе | |||||||
Лекции | Практические заня-тия | |||||||
1. Введение в дисциплину «Управленческая экономика». | доклады, презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос | ОК-3,4 | ||||||
2. Теория спроса и предложения | контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос | ОК-3,4 | ||||||
3. Теория и оценка производства | Контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос | ОК-3,4 ПК-1 | ||||||
4. Теория и оценка издержек | презентация итогов самостоятельной работы, тестирование, устный опрос | ОК-3,4 ПК-1 | ||||||
5. Ценообразование и ценовая политика | тестирование, устный опрос | ОК-3,4 ПК-1,5 | ||||||
6.Экономический анализ эффективности капиталовложе-ний и степень риска | тестирование, устный опрос | ОК- 3,4 ПК-1,5 | ||||||
7.Макроэкономические аспекты: транснационали-зация производства и капитала. Неравномерность экономического развития и глобализация экономики | Контрольная работа, аналитические доклады, тестирование, устный опрос | ОК-3,4 ПК-1,5 | ||||||
Итого: | Экзамен |
Таблица 2
Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела | ||
1. | Введение в дисциплину | Экономика и принятие управленческих решений. Экономика бизнеса. Экономические цели фирмы и особенности принятия решений | ||
2. | Теория спроса и предложения | Рыночный спрос и рыночное предложение. Равновесие на рынке. Экономическая концепция эластичности спроса. Оценка и прогнозирование спроса. Регрессионный анализ в менеджменте. Основные этапы анализа результатов регрессии. | ||
3. | Теория и оценка производства | Производственная функция. Краткосрочный анализ валового, среднего и маржинального продукта. Оценка производственной функции. Значение производственных функций в принятии управленческих решений. | ||
4. | Теория и оценка издержек | Значение издержек в управленческих решениях. Связь между производством и издержками. Функция издержек в долгосрочном и краткосрочном периодах. Способы оценки и сокращения издержек. | ||
5. | Ценообразование и ценовая политика | Решения по поводу ценовой политики и объема производства (совершенная конкуренция и монополия; монополистическая конкуренция и олигополия). Конкуренция и типы рынка в экономическом анализе. | ||
6. | Экономический анализ эффективности капиталовложений и степень риска | Решения на основании экономического анализа эффективности намечаемых капиталовложений. Методы оценки программы капиталовложений. Стоимость капитала. Модель экономического анализа эффективности намечаемых капиталовложений. Измерение степени риска. Экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений в условиях риска. Анализ чувствительности и сценарный анализ. | ||
7. | Макроэкономические аспекты: транснационализация производства и капитала и глобализация экономики | Транснационализация производства и капитала. Неравномерность экономического развития и глобализация мировой экономики. ТНК и ТНБ. |