Международные валютно-кредитные отношения
Для направления 38.03.01 «Экономика»
Профиль «Мировая экономика»
(Мировая экономика и международные экономические отношения, Международные экономические отношения глобальной экономики, Внешнеэкономическая деятельность фирмы, Международные валютно-кредитные отношения, Международный бизнес)
Мировая экономика и международные экономические отношения.
1. Основные этапы развития мировой экономики.
2. Критерии, классификации и группировки стран в мировом хозяйстве.
3. Интернационализация хозяйственной жизни.
4. Углубление международного разделения труда.
5. Транснациональные корпорации в мировой экономике.
6. Глобализация мировой экономики и ее основные последствия.
7. Роль государственного регулирования в мировой экономике.
8. Роль межгосударственных и международных организаций в мировой экономике.
9. Минеральные ресурсы и развитие производительных сил.
10. Демографическое развитие и экономический рост. Современные тенденции в РФ.
11. Глобальные проблемы мировой экономики.
12. Роль новых индустриальных стран в мировой экономике.
13. Особенности структуры экономики промышленно развитых стран.
14. Особенности структуры экономики развивающихся стран.
15. Особенности структуры экономики стран переходного периода.
16. Неолиберальная модель и ее роль в современном мировом развитии.
17. Модель догоняющего развития и ее роль в хозяйственной эволюции развивающихся стран.
18. Модель устойчивого развития.
Международные экономические отношения глобальной экономики.
1. Классификация государств по их месту в экономике. Субъекты мирового хозяйства.
2. Открытость национальных экономических систем как пригнак глобальной экономики.
3. Международное разделение труда, место России в МРТ.
4. Основные показатели развития международного разделения труда
5. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Структурные сдвиги в международной торговле.
6. Роль и место России в международной торговле.
7. Теории международной торговли
8. Всемирная торговая организация: принципы, организационная структура и механизм функционирования. Российская Федерация и ВТО
9. Экономическая интеграция и ее роль в мировой экономике.
10. Роль и место России в процессах экономической интеграции.
11. Основные формы международной экономической интеграции.
12. Вывоз капитала в системе международных экономических отношений. Основные причины и формы вывоза капитала.
13. Миграция рабочей силы и ее экономические последствия. Особенности миграции рабочей силы в России.
14. Международное движение капитала. Иностранный капитал в экономике России.
15. Теории международной экономической интеграции.
16. Главные интеграционные группировки мира.
17. СЭЗ: сущность, причины создания, классификация.
18. Роль транснациональных корпораций в международных экономических отношениях. Деятельность российских ТНК.
Внешнеэкономическая деятельность фирмы.
1. Сущность и основные виды ВЭД. Особенности осуществления ВЭД в РФ.
2. Таможенные пошлины как инструмент регулирования внешней торговли. Виды таможенных пошлин.
3. Основные внешнеторговые документы.
4. Экспортные и импортные операции. Виды реэкспорта. Причины реимпорта.
5. Коммерческие переговоры с иностранными партнерами. Разработка прогноз-сценария переговоров.
6. Современные методы международной торговли.
7. Нетарифное регулирование внешней торговли.
8. Международная аукционная торговля.
9. Основные внешнеэкономические риски.
10. Встречные закупки. Типы сделок встречной закупки.
11. Основные этапы внешнеторговых операций и их содержание.
12. Торговля через посредников. Виды и организационные формы торгово-посреднических операций. Вознаграждение посредников.
13. Понятие и показатели экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятия.
14. Структура и содержание контракта.
15. Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России
16. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Виды таможенных режимов.
17. Квотирование и лицензирование внешнеторговой деятельности. Виды квот и лицензий.
18. Базисные условия поставки товаров. Использование торговых терминов, содержащихся в Инкотермс - 2010.
Международные валютно-кредитные отношения.
1. Элементы национальной и мировой валютных систем (понятие валюты, виды валют; валютный курс и валютный паритет; международная валютная ликвидность; режимы валютного курса).
2. Эволюция мировой валютной системы.
3. Европейская валютная система. Роль евро в мировой валютной системе.
4. Формы валютной политики. Методы валютной политики.
5. Котировка иностранной валюты. Курсы продавца и покупателя. Валютная позиция. Валютный арбитраж.
6. Факторы, влияющие на валютный курс.
7. Преимущества и недостатки фиксированных и плавающих валютных курсов.
8. Платежный баланс. Основные методы регулирования платежного баланса страны.
9. Международный кредитный рынок. Формы банковского кредитования экспорта и импорта.
10. Механизм проведения форфейтовых операций. Преимущества и недостатки форфейтинга.
11. Факторинг. Виды факторинга.
12. Формы международных расчетов.
13. Форвардные валютные сделки.
14. Фьючерсный контракт. Отличие форварда от фьючерса
15. Валютные опционы как метод страхования валютных рисков.
16. Контракты типа «своп». Виды свопов.
17. Понятие и структура валютного спот-рынка. Валютный дилинг.
18. Международные валютно-кредитные институты.
Международный бизнес
1. Основные тенденции международного бизнеса в условиях процессов глобализации.
2. Факторы, формирующие среду международного бизнеса.
3. Национальные особенности различных бизнес – культур.
4. Характеристику системы анализа и оценки национальных рынков.
5. Основные составляющие международного маркетинга.
6. Особенности маркетинговой стратегии при стандартизации, адаптации и продвижении нового товара.
7. Этапы и способы выхода на зарубежные рынки. Преимущества и недостатки экспортных, промежуточных и иерархических стратегий проникновения.
8. Виды стратегий функционирования компаний на международных рынках.
9. Международные стратегические альянсы: цели создания, особенности структуры и менеджмента.
10. Основные стратегии зарубежного производства: стратегия концентрации и децентрализации.
11. Стратегии ценообразования в международном маркетинге.
12. Стратегии распределения продукта в международном бизнесе.
13. Международные инструменты маркетинговых коммуникаций.
14. Особенности международной рекламы.
15. Национальное и международное регулирование деятельности международных компаний.
16. Теоретические основы создания и функционирования Специальных Экономических Зон.
17. Оффшорный бизнес, понятие оффшора и оффшорной компании.
18. Свободные экономические зоны в России.
Рассмотрено и утверждено
на Совете Института экономики МАЭП
Протокол №1 от «_31_» августа 2015 г.
Директор Института экономики,
д.э.н., профессор Л.М. Михайлов