Темы для написания эссе

Требования к написанию эссе.

Эссе - это авторский связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).

Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.

Эссе включает в себя следующие обязательные элементы:

1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений (предлагаются мнения различных авторов с указанием источника: Иванов В.В. в книге (статье) «Название…» считает, что …), обосновывается структура рассмотрения темы (перечень круг вопросов, которые предлагается поднять в эссе), осуществляете переход к основному суждению.

2. Основная часть. Включает в себя:

- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;

- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;

- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.

3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Оформление материалов эссе.

Объем эссе – до 5 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 12, интервал – одинарный. Все поля по 20 мм. Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе.

Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом.

Затем через один пропущенный интервал располагается текст.

Критерии оценки материалов эссе

При оценивании материалов будут учитываться следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.



Основные критерии и уровни оценки Баллы
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт.
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует.
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы.
Максимальный балл за материалы эссе

Темы для написания эссе.

1. Распределение прав собственности в акционерном обществе.

2. Можно ли гарантировать право собственности на программное обеспечение?

3. Антипиратская компания (против контрафактной продукции): за и против.

4. Либерализация цен и масштаб цен.

5. Изменилась ли динамика спроса на современных рынках?

6. Особенности спроса и предложения на рынке недвижимости.

7. Рынок «челноков»: за и против.

8. Парадокс воды и алмаза А. Смита.

9. Процессы слияний и поглощений в экономике.

10. Помогают ли частные компании друг другу? В каких сферах такая поддержка встречается?

11. Ценовая конкуренция на книжном рынке: выигрывает или проигрывает потребитель.

12. Реклама лекарств. С чем связана необходимость правовой регламентации?

13. Конкуренция на рынке целлюлозы в России.

14. «Шоколадный ОПЕК»: особенности шоколадного мирового рынка.

15. Рынок чая в России.

16. В чем суть принципов рекламы? О чем должен знать производитель?

17. Естественные и «искусственные» монополии.

18. Ведет ли разукрупнение предприятия к снижению степени монополизации в российской экономике?

19. Как помогает эффект масштаба в конкурентной борьбе.

20. Картели: польза или вред?

21. Конкуренция фирм на рынках дифференцированного товара.

22. Российский сотовый ритейл – олигополия!?

23. Интернет-банкинг: особенности развития.

24. Российский рынок труда.

25. Что лежит в основе стимулирования деловой активности в масштабах страны?

26. Грозит ли отечественной экономике дефицит трудовых ресурсов.

27. Рынок невозобновляемых природных ресурсов.

28. Какие факторы воздействуют на динамику земельной ренты?

29. Инвестиции в человеческий капитал.

30. Проблемы восприятия новой продукции покупателями на рынке.

31. Как защитить компанию от утечек информации?

32. Оппортунизм в поведении фирм и методы борьбы с ним.

33. В чем состоит рецепт успешного предпринимательства?

34. Аутсорсинг: преимущества и/или недостатки внедрения.

35. Малый бизнес в России.

36. Модели корпоративного управления.

37. Теневая экономика. Чем объясняется её существование? Негативные последствия.

38. На что мы тратим деньги: что общего и в чем отличия в потреблении россиян и жителей других стран?

39. Взаимосвязь: экономический рост и инфляция.

40. Структура использования денежных доходов населения России.

41. Как формируется экологическая репутация предприятия?

42. Автомобиль и национальная идея: особенности национального автопрома.

43. Электронный бизнес: миф или реальность.

44. Как войти в «экономику знаний»?

45. Эффективность экономики и научный прогресс.

Второй вариант исследовательской работы.

По предложенным темам также можно подготовить «кейс-презентацию» - аналитический обзор представленной проблемы. В презентации должны быть представлены суждения и аргументы по данной проблематике различных авторов из различных информационных источников с соответствующими выводами (обобщениями).

Наши рекомендации