Темы для написания эссе
Требования к написанию эссе.
Эссе - это авторский связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме).
Цель эссе - высказать свою точку зрения и сформировать непротиворечивую систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором данного текста.
Эссе включает в себя следующие обязательные элементы:
1. Введение. В нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений (предлагаются мнения различных авторов с указанием источника: Иванов В.В. в книге (статье) «Название…» считает, что …), обосновывается структура рассмотрения темы (перечень круг вопросов, которые предлагается поднять в эссе), осуществляете переход к основному суждению.
2. Основная часть. Включает в себя:
- формулировку суждений и аргументов, которые выдвигает автор, обычно, два-три аргумента;
- доказательства, факты и примеры в поддержку авторской позиции;
- анализ контр-аргументов и противоположных суждений, при этом необходимо показать их слабые стороны.
3. Заключение. Повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения, дается общее заключение о полезности данного утверждения.
Оформление материалов эссе.
Объем эссе – до 5 страниц машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 12, интервал – одинарный. Все поля по 20 мм. Вверху слева указывается фамилия, имя, отчество автора эссе.
Далее через один интервал - название эссе жирным шрифтом.
Затем через один пропущенный интервал располагается текст.
Критерии оценки материалов эссе
При оценивании материалов будут учитываться следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования научных понятий в контексте ответа на вопрос эссе;
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты социально-экономической действительности или собственный опыт.
Основные критерии и уровни оценки | Баллы |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта с корректным использованием научных терминов и понятий в контексте ответа, но теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. 2. Проблема раскрыта при формальном использовании научных терминов. 3. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты социально-экономической действительности или личный социальный опыт. | |
1. Представлена собственная позиция при раскрытии проблемы. 2. Проблема обозначена на бытовом уровне. 3. Аргументация неубедительная или отсутствует. | |
1. Не ясно выражена собственная позиция. 2. Проблема не раскрыта, или сформулировано мнение без аргументов. 3. Аргументация своего мнения дана вне контекста проблемы. | |
Максимальный балл за материалы эссе |
Темы для написания эссе.
1. Распределение прав собственности в акционерном обществе.
2. Можно ли гарантировать право собственности на программное обеспечение?
3. Антипиратская компания (против контрафактной продукции): за и против.
4. Либерализация цен и масштаб цен.
5. Изменилась ли динамика спроса на современных рынках?
6. Особенности спроса и предложения на рынке недвижимости.
7. Рынок «челноков»: за и против.
8. Парадокс воды и алмаза А. Смита.
9. Процессы слияний и поглощений в экономике.
10. Помогают ли частные компании друг другу? В каких сферах такая поддержка встречается?
11. Ценовая конкуренция на книжном рынке: выигрывает или проигрывает потребитель.
12. Реклама лекарств. С чем связана необходимость правовой регламентации?
13. Конкуренция на рынке целлюлозы в России.
14. «Шоколадный ОПЕК»: особенности шоколадного мирового рынка.
15. Рынок чая в России.
16. В чем суть принципов рекламы? О чем должен знать производитель?
17. Естественные и «искусственные» монополии.
18. Ведет ли разукрупнение предприятия к снижению степени монополизации в российской экономике?
19. Как помогает эффект масштаба в конкурентной борьбе.
20. Картели: польза или вред?
21. Конкуренция фирм на рынках дифференцированного товара.
22. Российский сотовый ритейл – олигополия!?
23. Интернет-банкинг: особенности развития.
24. Российский рынок труда.
25. Что лежит в основе стимулирования деловой активности в масштабах страны?
26. Грозит ли отечественной экономике дефицит трудовых ресурсов.
27. Рынок невозобновляемых природных ресурсов.
28. Какие факторы воздействуют на динамику земельной ренты?
29. Инвестиции в человеческий капитал.
30. Проблемы восприятия новой продукции покупателями на рынке.
31. Как защитить компанию от утечек информации?
32. Оппортунизм в поведении фирм и методы борьбы с ним.
33. В чем состоит рецепт успешного предпринимательства?
34. Аутсорсинг: преимущества и/или недостатки внедрения.
35. Малый бизнес в России.
36. Модели корпоративного управления.
37. Теневая экономика. Чем объясняется её существование? Негативные последствия.
38. На что мы тратим деньги: что общего и в чем отличия в потреблении россиян и жителей других стран?
39. Взаимосвязь: экономический рост и инфляция.
40. Структура использования денежных доходов населения России.
41. Как формируется экологическая репутация предприятия?
42. Автомобиль и национальная идея: особенности национального автопрома.
43. Электронный бизнес: миф или реальность.
44. Как войти в «экономику знаний»?
45. Эффективность экономики и научный прогресс.
Второй вариант исследовательской работы.
По предложенным темам также можно подготовить «кейс-презентацию» - аналитический обзор представленной проблемы. В презентации должны быть представлены суждения и аргументы по данной проблематике различных авторов из различных информационных источников с соответствующими выводами (обобщениями).