Определение экономических показателей работы компании-оператора
Экономические показатели работы компании-оператора определяются по полигону дорог в целом. Расчет показателей производится раздельно по видам грузов и в целом для первоначального и оптимального вариантов регулировки порожняка.
Расходы компании определяются величиной провозных плат, взимаемых ОАО "РЖД", количеством погруженных и выгруженных вагонов и пробегом груженых и порожних вагонов. В отличие от ОАО "РЖД", расходы и доходы компании не распределяются между отдельными дорогами сети. Поэтому порядок их расчета отличается от расчетов для ОАО "РЖД". Полные расходы компании определяются по формуле:
Е = Екгр. + Екпор., (4.1)
где Екгр. - расходы компании по перемещению груженых вагонов;
Екпор. - расходы компании по перемещению порожних вагонов.
Расходы по перемещению груженых вагонов определяются следующим образом:
Екгр. = Екгр.н-к + Екгр.дв. (4.2)
Расходы по перемещению порожних вагонов определяются аналогично:
Екпор. = Екпор.н-к + Екпор.дв., (4.3)
где Екгр.н-к - расходы компании по начально-конечным операциям при перемещении груженых вагонов;
Екпор.н-к - то же при перемещении порожних вагонов;
Екгр.дв. - расходы компании по операции передвижения при перемещении груженых вагонов;
Екпор.дв. - то же при перемещении порожних вагонов.
Расходы компании по начально-конечным операциям определяются следующим образом:
Екгр.н-к = dгр.н-к ∙ Σnпогр.; (4.4)
Екпор.н-к = dпор.н-к ∙ Σnвыгр., (4.5)
где dгр.н-к - независящие от дальности перевозки доходы ОАО "РЖД" на 1 груженый вагон;
dпор.н-к - то же на 1 порожний вагон;
Σnпогр. - количество погруженных на полигоне дорог вагонов;
Σnвыгр. - количество выгруженных на полигоне дорог вагонов.
Расходы компании на перемещение груженых и порожних вагонов в части движенческой операции равны соответствующим доходам ОАО "РЖД".
Поскольку оплата перевозок грузоотправителями производится только за перевозку грузов, расчет доходов компании выполняется только по пробегу груженых вагонов. Общая величина доходов компании определяется по формуле:
Дк = Дкн-к + Дкдв., (4.6)
где Дкн-к - доходы компании по начально-конечным операциям;
Дкдв. - то же по операции передвижения.
Доходы компании по операциям перевозочного процесса определяются следующим образом:
Дкн-к = dкн-к ∙ Σnпогр.; (4.7)
Дкдв. = dкдв. ∙ ΣnSгр.; (4.8)
где dкн-к - независящие от дальности перевозок доходы компании на 1 вагон;
dкдв. - доходы компании на 1 ваг-км груженого вагона.
Доходы компании по первоначальному и оптимальному вариантам регулировки порожняка не изменяются.
Прибыль компании определяется раздельно по родам грузов и в сумме по вариантам регулировки порожняка по формуле:
П = Дк - Ек (4.9)
Рентабельность компании также определяется раздельно по родам грузов и в среднем по вариантам регулировки порожняка по формуле:
R = (Дк : Ек) ∙ 100% (4.10)
Расчет экономических показателей работы ОАО "РЖД" по каменному углю:
Екгр.н-к = 11057 ∙ 18477 = 204300,2 тыс. руб.
Екпор.н-к = 2274 ∙ 10590 = 24081,7 тыс. руб.
Екгр.дв. = Дгр.дв. = 58354,2 тыс. руб.
Екпор.дв. = Дпор.дв. = 43824,8 тыс. руб.
Екпор. (опт.)дв. = Дпор. (опт.)дв. = 42867,8 тыс. руб.
Екгр. = 204300,2 + 58354,2 = 262654,4 тыс. руб.
Екпор. = 24081,7 + 43824,8 = 67906,5 тыс. руб.
Екпор. (опт.) = 24081,7 + 42867,8 = 66949,5 тыс. руб.
Е = 262654,4 + 67906,5 = 330560,9 тыс. руб.
Е(опт.) = 262654,4 + 66949,5 = 329603,9 тыс. руб.
Дкн-к = 16986 ∙ 18477 = 313850,3 тыс. руб.
Дкдв. = 27,029 ∙ 3729893 = 100815,3 тыс. руб.
Дк = 313850,3 + 100815,3 = 414665,6 тыс. руб.
П = 414665,6 – 330560,9 = 84104,7 тыс. руб.
П(опт.) = 414665,6 – 329603,9 = 85061,7 тыс. руб.
R = (414665,6 : 330560,9) ∙ 100% = 125,4%
R(опт.) = (414665,6 : 329603,9) ∙ 100% = 125,8%
Расчет экономических показателей по нефтяным грузам производится аналогично.
Экономические показатели компании-оператора определяются в табл. 4.
Таблица 4
Экономические показатели компании-оператора по перевозке грузов.
Наименование показателей | Единица измерения | Уголь | Нефтепродукты | Всего |
А | Б | |||
Количество погруженных вагонов | ваг. | |||
Количество выгруженных вагонов | ваг. | |||
Пробег груженых вагонов | ваг-км | |||
Независящие от дальности расходы на 1 погруженный вагон | руб. | |||
Независящие от дальности расходы на 1 выгруженный вагон | руб. | |||
Доходы по начально-конечным операциям на 1 ваг. | руб. | |||
Доходы по движенческой операции на 1 ваг-км | руб. | 27,029 | 40,419 | 67,448 |
Расходы по начально-конечным операциям груженых вагонов | тыс. руб. | 204300,2 | 167304,1 | 371604,3 |
Расходы по начально-конечным операциям порожних вагонов | тыс. руб. | 24081,7 | 12886,6 | 36968,3 |
Итого расходов по начально-конечным операциям | тыс. руб. | 228381,9 | 180190,7 | 408572,6 |
Расходы по движенческой операции груженых вагонов | тыс. руб. | 58354,2 | 68242,1 | 126596,3 |
То же порожних вагонов (первоначальный вариант) | тыс. руб. | 43824,8 | 58046,7 | 101871,5 |
То же порожних вагонов (оптимальный вариант) | тыс. руб. | 42867,8 | 56456,7 | 99324,5 |
Итого расходов по движенческой операции (первоначальный вариант) | тыс. руб. | 102179,0 | 126288,8 | 228467,8 |
Итого расходов по движенческой операции (оптимальный вариант) | тыс. руб. | 101222,0 | 124698,8 | 225920,8 |
Всего расходов компании по оплате услуг инфраструктуры (первоначальный вариант) | тыс. руб. | 330560,9 | 306479,5 | 637040,4 |
Всего расходов компании по оплате услуг инфраструктуры (оптимальный вариант) | тыс. руб. | 329603,9 | 304889,5 | 634493,4 |
Доходы по начально-конечным операциям | тыс. руб. | 313850,3 | 305382,7 | 619233,0 |
Доходы по движенческой операции | тыс. руб. | 100815,3 | 115096,1 | 215911,4 |
Итого доходов: | тыс. руб. | 414665,6 | 420478,8 | 835144,4 |
Прибыль (первоначальный вариант) | тыс. руб. | 84104,7 | 113999,3 | 198104,0 |
Прибыль (оптимальный вариант) | тыс. руб. | 85061,7 | 115589,3 | 200651,0 |
Рентабельность (первоначальный вариант) | % | 125,4 | 137,2 | 131,1 |
Рентабельность (оптимальный вариант) | % | 125,8 | 137,9 | 131,6 |
Из табл. 4 видно, что оптимизация регулировки порожняка позволила повысить прибыль компании-оператора на 200651,0 - 198104,0 = 2547 тыс. руб. Рентабельность деятельности компании-оператора при этом повысилась на 131,1 - 131,6 = 0,5%.
Список использованной литературы
1. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп./И.В.Белов, Н.П.Терешина, В.Г.Галабурда и др., Под ред. Н.П.Терешиной, Б.М.Лапидуса, М.Ф.Трихункова. – М.:УМК МПС России, 2001. – 600с.
2. Кожевников Ю.Н., Епишкин И.А., Горохов Д.А. Планирование и экономическое регулирование грузовых перевозок на железных дорогах: методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта» для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)». – М.: МИИТ, 2009. – 80 с.
3. Смехова Н.Г., Купоров А.И., Кожевников Ю.Н. и др. Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов железнодорожного транспорта /Под ред. Смеховой Н.Г. и Купорова А.И./ - М.: Маршрут, 2003. – 494 с.
4. Потапович Н.А., Химушкина Е.А., Чернигина И.А. Методические указания к курсовому проектированию «Годовое планирование и экономическое регулирование грузовых перевозок на дороге»: М.: МИИТ. 1992 – 36 с.
5. Мачерет Д.А., Чернигина И.А. Годовой план перевозок грузов на железной дороге: Задание и методические указания к курсовому проектированию. М.: МИИТ. 1997 – 31 с.
6. Технология планирования перевозок грузов на федеральном железнодорожном транспорте. Утверждена приказом Министра путей сообщения от 03.07.2000 г.