Свободная торговля и протекционизм
, Свободная международная торговля — источник роста бла-г&состояния нации. Вместе с тем она является одной из наиболее конфликтных сфер экономики. Здесь сталкиваются интересы импортеров и экспортеров, то и дело возникают «торговые войны». К тому же, несмотря на выгоды международной торговли, все государства различным образом регулируют ее. Одной из форм регулирования является протекционизм — политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными. Защита
национальной экономики от чрезмерного натиска импортных товаров осуществляется прежде всего с помощью таможенных пошлин (тарифов).
Таможенная пошлина (тариф) —плата в пользу государства, которая взимается при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.
Понятно, что владелец импортируемого товара после уплаты пошлины вынужден будет повысить цены, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате пострадают в первую очередь потребители импортных товаров, поскольку они должны после введения пошлин либо потратить большую сумму денег на приобретение этих товаров, либо покупать в меньших количествах. Таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению возможностей потребителей. Тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим с иностранными.
Влияние тарифа снижает уровень благосостояния потребителей, ко зато приносит государству доход, размер которого равен произведению ставки тарифа на объем облагаемого им импорта. Сумма, полученная государством от взимания пошлин, может впоследствии служить различным целям: превратиться в дополнительные расходы на социальные программы, способствовать снижению подоходных налогов, и т. д.
Для защиты внутреннего рынка современные государства используют также способы нетарифного ограничения внешней торговли. Так, США вводят время от времени «санитарные» стандарты (которым не удовлетворяет, например, аргентинская говядина), Япония настаивает, чтобы все импортируемые из США электротовары проверялись в японских лабораториях, даже если они уже проходили подобные тесты.
Существует более 50 различных способов нетарифного ограничения, к числу которых относятся: государственная монополия на внешнюю торговлю, валютный контроль за вывозом товаров, административно-бюрократические проволочки, введение системы лицензирования и т. д. Одни из них имеют целью общее ограничение импорта, другие направлены на торговую дискриминацию определенных стран путем поощрения импорта из прочих государств, третьи ограничивают или субсидируют экспорт.
Из всех видов нетарифных барьеров наибольшее распространение получили «импортные квоты»— количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной к ежегодному ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт.
Импортная квота привлекательней для государства, чем
тариф, потому что повышение ставок тарифа регламентирует
ся международными торговыми соглашениями и правительст
во не всегда может самостоятельно повысить тариф. Проще
|<|| оказывается установить строгие импортные квоты. Квоты, по-
добно пошлинам, снижают конкуренцию на внутреннем рынке определенной отрасли.
В 80-х гг. правительство США установило квоты на импорт автомобилей из Японии. В результате цены на автомобили американского производства повысились примерно на 400долл. за одну машину, японского производства— на 1000 долл. и, как это ни покажется странным, произошло сокращение рабочих мест в автомобильной промышленности США, поскольку американские фирмы, защищенные от японской конкуренции, сократили объем производства, чтобы повысить цены на автомобили и свои прибыли.
Импортные квоты на сахар, введенные правительством США, создали серьезные проблемы не только длл стран-экспортеров сахара, но и для американских потребителей этой продукции. Цены на сахар стали в 4 раза превышать мировые.
Таким образом, при анализе воздействия импортных квот на благосостояние выясняется, что этот вид протекционизма имеет аналогичные тарифу последствия.
Ограничение внешней торговли может касаться не только импорта, но и экспорта. Экспортные барьеры являются «зер-^сальным» отображением импортных. В отношении экспорта чаще используется политика субсидирования. Выражается она в том, что государство может предоставлять экспортерам низкопроцентные займы или налоговые льготы, что позволяет фирмам продавать свою продукцию за рубежом по более низкой цене, чем они могли продавать ее на отечественном рынке. Продажа одного и того же товара на зарубежном рынке по более низким ценам, чем на другом (обычно отечественном), или дешевле стоимости их производства, называется «демпингом»
обвинило ряд иностранных
В 80-х гг. правительство С1^А„роДУКЦИИ на американском фирм в демпинговой продаже ^ {фО0зведенные в Японии те-рынке. Фирма «Сони» продавая* за 180 долл., тогда как япон-левизоры на американском рын^ ^е модель 333 долл. ские потребители платили за этУ 0Х с импортом фирм, когда Под нажимом конку рирую^ госУДаРство вводит антидем-факт демпинга удается доказать лобной меры санкционирова-пинговый тариф. Применение й^вЫМ законодательством. но международным антидемпи^ ро» являются добровольные Новой формой торговых бар^ ^та на экспорт национальных экспортные ограничения- ^ экспортеры продукции дают товаров, вводимая государство^' ^чения, в надежде избежать согласие на добровольные огр^ов. Например, автомобиле-более жестких торговых барь^едения Соединенными Шта-строители Японии, под угрозой ^ь Иа добровольные ограниче-тами импортных квот, согласиЯ%о И «добровольное» соглашения своего экспорта в США. Та*^тветствии с которым ограни-ние США с Общим рынком, в с^ ^дй в США.
чивается экспорт европейской о* яячения международной тор
Тарифные и нетарифные огЛо - °ни ведут к излишним
говли имеют одно общее свойств* в Делом. Протекционизм расходам или убыткам для обпЛ^д исследования Мирового бан-обходится дорого. По результат^!ее место (например, в произ-ка, за каждое сохраненное рабе? <}& жертвует приблизительно водстве одежды), экономика СУ работника, зарабатывающего 170 тыс. долл., чюбы защитит Щенкам того же Мирового бан-около 13 тыс. долл. в год. По (7* аненное за счет ограничения ка, каждое рабочее место, со^?е США в целом стоит 47 тыс. импорта автомобилей, эконом^ ^бо^ее место в сталелитейной долл., а каждое защищенное ^^л.
промышленности -71 тыс. до^раченные ресурсы могли бы Очевидно, что напрасно з^ ся ъ других видах деятельнос-более эффективно использоват^спРеДеленияРаботников' ти, для переподготовки и пере]?
. торговая политика
28.3.Между народна' 0% войны характеризуется ли-Период после второй миро^ар°дной торговли. Понимание берализацией процессов между ^л Я Для своего успешного раз-значения международной торге/
вития заставило многие страны искать новые методы организации мирового рынка. В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), направленное против протекционизма. Положения ГАТТ разрешают вводить тарифы, но ограничивают их применение. Согласно принципу наибольшего благоприятствования в торговле, члены ГАТТ должны взимать одинаковые тарифные ставки с товаров, импортируемых из стран — членов ГАТТ. В результате деятельности ГАТТ удалось понизить средние тарифные ставки: сегодня тарифы на ввозимую продукцию меньше 10 %. Страны-участницы ГАТТ стремятся к отказу от самой грубой формы защиты своих рынков — импортных квот. В настоящее время это соглашение подписали уже более 100 стран.
Кроме деятельности ГАТТ, за последние четыре десятилетия предпринимались многочисленные попытки образования региональных торговых объединений, в которых бы значительно ослаблялись или полностью снимались ограничения на перемещение произведенных ими товаров через границы. Наиболее известное из таких объединений — Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое создано в 1958 г., включает 15 стран Западной Европы. Цель ЕЭС — устранить все барьеры для торговли ведущих европейских стран, что в итоге должно привести к полной свободе торговли в этом регионе. Хотя конечная цель достигнута еще не полностью, ЕЭС внесло большой вклад в повышение благосостояния населения Западной Европы. ЕЭС планирует снять в ближайшие годы практически все торговые барьеры между странами-участницами. Тогда ЕЭС со своими более чем 300 млн потребителей будет самым большим единым рынком в мире. Экономисты предсказывают значительное увеличение темпов экономического роста стран — членов ЕЭС и снижение потребительских цен в результате этих мер.
США достигли подобного соглашения с Канадой — своим крупнейшим торговым партнером. В течение 10-летнего периода, начавшегося в 1989 г., договор о свободной торговле привел к устранению почти всех тарифов на товары, которыми торгуют между собой США и Канада. Объединение торговых потенциалов США и Канады будет представлять собой второй по величине и богатству торговый союз в мире.
В орбиту мировой торговли втянуты и развивающиеся стра-
ны. Значительной является их доля в мировом производстве. Созданная развивающимися странами конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) объединяет почти 170 стран, а также ряд международных организаций. Это содействует развитию и регулированию торговых отношений между индустриально развитыми и развивающимися странами.
Лекаия 29. Валютная система