Ния вкусов, привычек, стиля жизни; величина накопленного имуще-
ства(богатство).
Все эти факторы можно смоделировать в одной формуле, которая на-зывается функцией от переменных: Qd = f(P… Pa…Pb…I…T…W),
где W – богатство, I - доход, Т- вкус.
Есть еще исключения из закона спроса . На рынке может возникнуть четыре ситуации. Ситуация первая. Снижение цены может, вопреки закону
спроса, вызвать уменьшение спроса, а увеличение цены может вызвать повышение спроса на некачественный, низший товар. Это эффектГиффена. Гиффен описал этот эффект, наблюдая, как бедные рабочие
Расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание, потому что на мясо у них не хватает денег. При увеличении цены на картофель семья и вовсе откажется от мяса.
Ситуация вторая. Если некоторые потребители могут сокращать спрос на товар при снижении его цены, чтобы не быть «как все», - это эффект
Сноба.
Ситуация третья. С ростом дохода люди переключаются на более доро-
гой товар – это эффект дохода.
Ситуация четвертая. Увеличение спроса на эксклюзивно дорогие товары с ростом их цены вызваны престижными соображениями – это эффект
Веблена.
Эластичность спроса
Влияние изменения цены на изменение спроса показывает понятие, ко-торое в теории называется эластичностью спроса по цене. Эластичностью вообще называется мера реагирования одной величины на изменение дру-гой. Показатель эластичности спроса по цене называется коэффициентом ценовой эластичности и обозначается значком Ed. Он рассчитывается по
формуле: эластичность спроса по цене E p = отношению изменения спро-
d
са к изменению цены в %, или
p =DQ DР
Ed Q : Р
Если Еd > 1 – это значит, что товар имеет относительно эластичный спрос, то есть при небольшом снижении цены спрос и выручка резко воз-растут (это мыло, зубная паста).
Если Еd = 1, то спрос имеет единичную эластичность, то есть при
уменьшении цены спрос вырастет. Но поскольку цена снизилась, выручка останется прежней.
При Еd < 1 спрос относительно неэластичен, то есть не зависит от це-ны. Это значит, что, несмотря на то, что цена снизится, спрос все равно останется прежним. Например, соль не будет потребляться больше, даже если цена снизится. Неэластичность спроса имеет четыре причины или условия: если товар не имеет заменителей (молоко); если это товар первой необходимости (хлеб, бензин); безвыходность положения (лекарства); время, сезон – поездка по грибы, вывоз урожая с поля.
В США рассчитали коэффициент эластичности спроса по цене по основ-ным товарам (см. таблицу 2):
Таблица 2.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
Электричество в домах | 0,13 |
Хлеб | 0,15 |
Одежда и обувь | 0,20 |
Яйца | 0,32 |
Газеты и журналы | 0,42 |
Табачные изделия | 0,46 |
Говядина | 0,64 |
Баранина | 0,65 |
Для отдельной фирмы трудно рассчитать эластичность спроса на ее то-вар, т.к. факторов спроса очень много, в то числе реакция конкурентов, местоположение фирмы, транспорт, наличие гарантии фирмы на товар и т.д.
Кроме эластичности по цене в теории выделяют еще эластичность по доходу. Ее коэффициент определяют по формуле:
i | DI , где I – доход покупателей (инкам). | ||
Ed | = | I | |
Чем выше доход, тем менее эластичен спрос (для богатого цена менее важна, чем для бедного).
Высчитав коэффициент Ed по доходу, можно определить, как повлияет на спрос населения выплата задержанной зарплаты или ее индексация.
Есть товары, на которые спрос возрастает со снижением доходов (кру-па, хлеб, картофель). Эластичность спроса по доходу связана с реакцией спроса людей, имеющих невысокие доходы, на изменение цен на взаимо-дополняемые и взаимозаменяемые товары: Такой вид эластичности назы-вается перекрестным: он показывает , как изменится спрос на товар А, если изменится цена на товар Б., например: изменение спроса на взаимо-
А» ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ
Для анализа системы денежного обращения и решения вопроса о вы-пуске денег экономисты разделили денежную массу на группы, каждая из которых включает разные виды денег, поэтому эти группы называются агрегатами. Это агрегаты: М0, М1, М2, М3. Мы перечисляем их по поряд-ку - по убыванию ликвидности (реализуемости):
М0 – это наличные деньги в обращении; М1 – это М0 + средства на счетах предприятий и индивидуальных
предпринимателей;
+ чековые депозиты населения и предприятий в комбанках;
+ депозиты населения в сбербанках до востребования;
+ средства Госстраха, средства бюджетных, профсоюзных и иных ор-ганизаций.
Все эти деньги легко превратить в наличные, поэтому их называют день-гами для сделок. М2 – это М1 + срочные депозиты населения на сбербан-ках. М2 – это М1 + срочные депозиты населения в сбербанках. Владельцы срочных счетов получают более высокий процент по сравнению с владель-цами текущих счетов (до востребования), но они не могут изъять эти вкла-ды ранее установленного срока, иначе потеряют проценты. Поэтому их нельзя использовать как покупательное и платежное средство.
М2Х – это М2 + депозиты в иностранной валюте.
М3 – это М2 + сертификаты и облигации Госзаймов. В России до 1990 г. денежные агрегаты не рассчитывались, поскольку экономика не была рыночной. Сейчас у нас измерения денежной массы ориентируются на М2.
С переходом к рынку удельный вес наличных денег в денежной массе сокращается и сейчас составляет примерно треть ее.
Международный Валютный Фонд (МВФ) рассчитывает для своих чле-нов (в том числе и России) общий показатель – М1 (наличные деньги и все виды чековых вкладов) и еще один показатель, который включает кроме М1 еще «квази-деньги» – срочные и сберегательные банковские счета и наиболее ликвидные финансовые инструменты.
Произошел переход от товарных денег к символическим и кредитным деньгам.
14.3 б Денежная масса Денежная масса-это совокупностьналичных и безналичных покупа-
тельных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и ус-луг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональ-ные собственники (предприятия, объединения, организации) и государст-
во. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к ко-
торой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйствен-ный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остат-ки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средства-ми. Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потре-бителя, считающего деньгами, прежде всего, наличные средства - бумаж-ные деньги и мелкую разменную монету.
На деле, основная часть сделок между предприятиями и организация-ми, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной эконо-мике путем использования банковских счетов.
В результате наступила эра банковских денег - депозитов, которые об-служиваются такими инструментами, как чеки, кредитные и депозитные карточки, чеки для путешественников и т. п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться безналичными деньгами. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
Вместе с тем, в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупа-тельное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на сроч-ных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кре-дитно-финансовых учреждениях, краткосрочных государственных облига-циях, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т. п.
Перечисленные компоненты денежной массы получили общее назва-ние «квази-деньги» (от латинского quasi - как будто, почти). «Квази- день-ги» представляют собой наиболее весомую и быстрорастущую часть в структуре денежной массы.
Экономисты называют «квази-деньги» ликвидными активами. Если на-личные деньги обладают абсолютной ликвидностью, то ликвидность «ква-зи-денег» не абсолютна. Вы не можете, например, расплатиться деньгами со срочного счета или акцией за покупки в магазине или проезд на транс-порте. В то же время, «квази-деньги» действительно относятся к лик-видным видам богатства, поскольку срочные вклады, а также некоторые виды акций и облигаций можно быстро превратить в наличные деньги.
заменяемые товары (субституты) прямо пропорционально изменению цен (если цена на импортное масло выросло, то спрос переключится на отече-ственное); изменение спроса на взаимодополняемые товары (компле-ментарные) обратно пропорционально изменению цен (если фотоаппарат дорожает, то спрос на пленку падает, то же самое можно сказать об авто-мобилях и бензине).