Команда и командообразование
Таблица 4. Вовлечение персонала в изменения (по Кьелл Нордстрем, Йенес Риддерстрале).
Цели вовлечения | Уровни вовлечения |
1. «Выбери меня» 2. «Направь меня» 3. «Научи меня» 4. «Прости меня» 5. «Поддержи меня» | 1. «Знаю» 2. «Понимаю» 3. «Принимаю» 4. «Имею необходимые ресурсы, оспособлен, имею соответствующие навыки и умения» 5. «Стимулирован и мотивирован, заинтересован» 6. «Включен в процесс» 7. «Осуществляю в максимальной мере, как «свое дело». |
Примечание, Типичная реакция консерватора: «Мы такие, какие есть и равны самим себе. Как мы можем стать лучше, с какой стати?».
История:
v Кружки качества (Япония)
v Подготовка команд для решения экстремальных задач – формирование и развитие команд операторов, спортсменов, космонавтов (СССР)
v Формирование и развитие управленческой команды
Типы команд (Америка, Европа)
- Бригада решения конкретной задачи (качество, экономия)
- Команда особой цели (автоматизация, система управленческого учета)
- Самоуправляющиеся центры (ЦФУ, ЦФО)
- Радарные группы (определение перспективных стратегических направлений)
- Сообщества
Эволюция управленческой команды (Ларри Грейнер)
1. Группа энтузиастов
2. Команда
3. Коллегия
4. Иерархическая система: центр и автономии
- Сообщество, клуб
Изменения в группе
1. Индивидуализация: «посмотри на меня»
2. Целеполагание: «направь меня»
3. Экспериментирование: «прости меня»
4. Обучение: «научи меня»
5. Ресурсы: «поддержи меня»
Условия для развития эффективных команд
- В команде примерно 7 человек
- Члены команды желают работать в проектной команде
- Члены команды работают над проектом от начала до конца
- Члены команды работают над проектом полный рабочий день
- Члены команды являются частью орг. культуры, которая поощряет сотрудничество и доверие
- Члены команды подчиняются непосредственно управляющему проекту
- В команде есть специалисты во всех необходимых областях
- Проект представляет собой интересную задачу, которую хочется выполнить
- Члены команды собраны в одном месте так, чтобы им легко можно было обсуждать все проблемы, связанные с работой.
- ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ
Активное использование и развитие методы организации деятельности интеллектуальных команд (мозговой штурм, экспертные оценки и др.) получили в конце 40-х и в последней четверти ХХ века в связи с появлением т.н. «фабрик мысли»(thinktank - мозговой трест, аналитический центр, центр аналитики и развития и др.). ФМ – информационно-аналитическая организация, направленная на коллективную работу по созданию и продвижению новых идей. Родиной ФМ является США, и в настоящее время на территории этого государства находится более трети всех существующих в мире мозговых трестов. Общее же их число сейчас превышает 5,5 тысяч, они распределены по 170 странам мира. Примеры: RAND Corporation, DARPA (Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США, который называют «спецназ по инновациям») и др. (подробнее см. Harvard Business Review, октябрь 2013 г.).
В отечественной практике распространение получили т.н. Центры активного развития (или Центры аналитики и развития), основная задача которых – постановка инновационных проектов в организации на поток. Не редко инновационные проекты вырастают в специализированные проекты и даже в самостоятельные бизнес-единицы, например:
· Бригады решения конкретной задачи: освоение новой продукции, новой технологии, управленческий учет
· Команды особой цели: повышение качества, повышение эффективности, бережливый бизнес, автоматизация, бенчмаркинг
· Самоуправляющиеся центры: центры аналитики и финансового управления, центры финансовой ответственности
· Радарные группы: определение и обоснования перспективных стратегических направлений, фабрики мысли
· Сообщества, сети, кластеры.
Инфраструктура инновационных проектов(см. рис 3)
1. мониторинг научного и инженерного сообщества (как внутри, так и вне фирмы), с целью поиска компетентных и перспективных потенциальных лидеров и участников инновационных проектов,
2. внутрифирменный (или межфирменный) учебно-консультационный центр для повышения квалификации лидеров и участников инновационных проектов и пуска инновационных проектов,
3. библиотека электронных книг, пособий, справочников и прочих материалов, необходимых для научно-инженерной работы,
4. центр публикации статей и рабочих материалов лидеров и участников инновационных проектов с возможностью их обсуждения и цитирования,
5. предоставление вычислительной мощности для выполнения расчетных работ, предоставление специализированного <облачного> инструментария, позволяющего выполнять чертежные, расчетные, статистические и прочие научно-инженерные работы
6. инвестиционный фонд инновационного проектного менеджмента и системы оплаты труда проектных групп
7. конкурсная система, позволяющая распределять гранты на исследования в пользу фирмы,
8. организация интернет-сервиса рабочих групп, причем каждая группа будет иметь свой коллективный блог, хостинг различных медиа-материалов (требуемых группе для работы) и т.п.