Методика проведения и общая характеристика Мониторинга

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

«О результатах мониторинга инвестиционной привлекательности и активности муниципальных образований Мурманской области»

Инвестиционная привлекательность муниципального образования является одним из основных факторов его развития в долгосрочной перспективе. Реализация на территории муниципального образования инвестиционных проектов обеспечивает вовлечение неиспользуемой территории в хозяйственный оборот, создание новых рабочих мест и, как следствие, повышение доходной базы местного бюджета. Запуск крупных и средних проектов, как правило, способствует повышению деловой активности на территории муниципального образования, обуславливая создание предприятий малого и среднего бизнеса, предоставляющих сопутствующие услуги.

Однако возможности привлечения инвесторов в настоящее время существенно ограничены. Ключевым фактором, сдерживающим развитие инвестиционной деятельности, является, как правило, отсутствие подготовленных площадок для реализации новых проектов. В ряду наиболее значимых проблем потенциальные инвесторы отмечают несформированность земельных участков, отсутствие необходимой инфраструктуры, существенные затраты на подключение к сетям энергоснабжения, недостаток информации.

В целях проведения эффективной политики по содействию органам местного самоуправления Мурманской области в повышении инвестиционной привлекательности территории необходима достоверная и полная информация относительно показателей инвестиционного климата на местном уровне. В связи с этим, в рамках долгосрочной целевой программы «Формирование благоприятных условий для выполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» на 2013 – 2015 годы Министерством экономического развития Мурманской области (далее – Министерство) проведен Мониторинг инвестиционной привлекательности и активности муниципальных образований (далее – Мониторинг).

По результатам Мониторинга каждому муниципальному образованию присвоен сводный индекс, отражающий динамику показателей инвестиционной привлекательности и активности.

В рамках Мониторинга была произведена оценка инвестиционной привлекательности и активности 33 муниципальных образований Мурманской области, предоставивших необходимую для исследования информацию. ЗАТО г. Островной в связи с неустойчивым социально-экономическим положением в рамках анализа не рассматривается.

Собранные данные позволили провести анализ муниципальной инвестиционной среды и деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций, выделить сильные и слабые стороны муниципальных образований в сравнении друг с другом. По результатам анализа определены муниципальные образования с наиболее и наименее благоприятным инвестиционным климатом, рассмотрены структурные составляющие показателей инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Министерством выработаны рекомендации, позволяющие повысить эффективность деятельности муниципальных образований по созданию привлекательной инвестиционной среды.

Шесть муниципальных образований вопреки рекомендациям Министерства экономического развития участвовать в Мониторинге отказались и не предоставили запрошенную информацию, что свидетельствует о низкой заинтересованности органов местного самоуправления в развитии муниципального образования и нежелании сотрудничать с региональными органами исполнительной власти:

· с.п. Зареченск Кандалакшского района (глава муниципального образования – Денисов В.А.)

· с.п. Междуречье Кольского района (Яковлева Т.В.)

· г.п. Печенга Печенгского района (Затона Э.В.)

· г.п. Туманный Кольского района (Антоненко Т.А.)

· г.п. Умба Терского района (Хмеленцов А.Д.)

· с.п. Ура-Губа Кольского района (Загребельная Л.А.)

Методика проведения и общая характеристика Мониторинга

Базой исследования является официальная статистическая информация 2010-2011 гг. и информация, предоставленная органами местного самоуправления по итогам 2012 г.

В целях проведения Мониторинга Министерством экономического развития Мурманской области разработана методика, позволяющая на основе 35 индикаторов определить сводный индекс инвестиционной привлекательности и активности муниципальных образований ( Методика проведения и общая характеристика Мониторинга - student2.ru ). В качестве показателей инвестиционного потенциала территории оцениваются трудовые ресурсы, развитие социальной сферы, финансовые и потребительские ресурсы; показателей инвестиционной активности – муниципальная инвестиционная среда, объём и качество инвестиций (рис. 1).

Сводный индекс определяется как среднее арифметическое индекса инвестиционной активности ( Методика проведения и общая характеристика Мониторинга - student2.ru ) и индекса инвестиционной привлекательности ( Методика проведения и общая характеристика Мониторинга - student2.ru ):

Предметом анализа является динамика индексов, что позволяет определить положительные и отрицательные тенденции в инвестиционной деятельности муниципальных образований. Наиболее существенная процентная динамика показателей прослеживается в городских и сельских поселениях: в связи с небольшим размером экономики даже незначительное изменение абсолютных объемов показателей обуславливает заметные колебания относительно данных предыдущего периода. Так, арифметически равный прирост (снижение) индекса в городском округе и сельском поселении может быть обусловлен несопоставимым изменением реальных значений.

В связи с этим Мониторинг проводится отдельно в отношении муниципальных образований Мурманской области по группам: муниципальные районы, городские округа, городские поселения, сельские поселения. Анализ отдельных показателей осуществляется по укрупненным группам городские округа/муниципальные районы (группа 1) и городские поселения/сельские поселения (группа 2), сопоставимый размер экономики которых предоставляет возможность корректного сравнения показателей.

Рисунок 1. Структура сводного индекса.

Методика проведения и общая характеристика Мониторинга - student2.ru

Наши рекомендации