Результаты анкетирования предприятий по основным проблемам, которые возникают при вступлении России в ВТО
Наименование проблем | Кол-во предприятий, указавших на проблему | В % к итогу |
Всего анкет | ||
Устаревшее оборудование и технологии | ||
Отсутствие средств на модернизацию | ||
Ценовая неконкурентоспособность | ||
Неконкурентоспособность по дизайну и качеству | ||
Отсутствие средств на научные исследования | ||
Отсутствие подготовленных кадров-специалистов | ||
Сужение внутреннего рынка | ||
Низкое качество комплектующих изделий | ||
Высокие цены на услуги и продукцию естественных монополий | ||
Несовершенство законодательства, стандартов и сертификатов |
С учетом появления дополнительных проблем о своей готовности к работе по новым нормам и правилам заявили лишь 10% проанкетированных российских предприятий. Конечно, обилие и дешевизна импортных товаров могли бы пойти на пользу отечественному потребителю. Но это возможно лишь в условиях эффективной внутренней конкуренции и обеспечения прав потребителя, что в стране пока отсутствует.
К вступлению в ВТО Россия пока не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна не имеет обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т.е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры о присоединении к ВТО идут во многом на ощупь. Отсутствует общенациональная система внешнеэкономической информации для бизнеса, что лишает его зарубежные операции необходимого информационного обеспечения и приводит экспортеров к нарушениям и ошибкам. Практически не работает и система государственной поддержки промышленного экспорта. В стороне от подготовительной работы остаются регионы России. Наконец, нет гарантий, что не произойдет "компенсации" сокращения таможенных доходов при либерализации импорта за счет дополнительных внутренних налогов на бизнес. Жестче, чем предполагалось, оказалась и переговорная позиция наших партнеров. Российским запросам на прием в ВТО с учетом специфики страны противопоставляются требования опережающего перевода на новые нормы и правила российского делового законодательства, присоединения к необязательным соглашениям (например, по свободной торговле авиатехникой и техникой информатики), широкого открытия рынка услуг, снижения объемов аграрной защиты и т.д.
В настоящее временя отсутствуют точные количественные и качественные оценки последствий вхождения России в ВТО, т.к. для этого надо знать условия присоединения, а они будут известны лишь к окончанию переговоров. Наиболее взвешенным и аргументированным, из ряда работ на эту тему, выглядит доклад Национального инвестиционного совета (НИС) и Российской академии наук (РАН) «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО». В соответствии с данной работой возможен импортозамещающий рост производства в России, например обуви (1,3%), одежды (1,6%), ликероводочной продукции (11,6%) и т.д. С другой стороны – возможно появление проблем в пищевой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства. Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологических отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их в российском экспорте до 1%, что делает их весьма слабыми конкурентами. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, которые вообще не имели такого потенциала.
Таким образом, итоговый вывод данного исследования выглядит следующим образом: “…присоединение России к ВТО не принесет каких- либо фатальных негативных последствий для отечественной экономики. Последняя в перспективе может оказаться в выигрыше, в т.ч. и потому, что как член ВТО страна получит систематизированный блок современного делового законодательства, сопоставимого с мировым.”[82]. Однако есть и другие суждения. Так некоторые эксперты утверждают, что после вступления в ВТО 50-60% промышленных и сельскохозяйственных предприятий просто остановятся и более 30 млн. человек потеряют работу.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что вхождению России в ВТО должна предшествовать основательная работа, как на федеральном, так и региональном уровнях. На федеральном уровне она в первую очередь должна заключаться в обеспечении таких условий присоединения, которые позволили бы максимально соблюсти принципы национальной безопасности и получить наибольший положительный эффект от вступления в ВТО на уровне экономики страны в целом. Проблема подготовки должна стать предметом особой государственной программы, направленной на стимулирование модернизации производства, динамичное развитие отраслей обрабатывающего сектора, наращивание экспортного потенциала конкурентоспособных отраслей, с целью достижения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности российского производителя.
Чрезвычайно важны и целенаправленные действия в регионах. Представляется целесообразным незамедлительно разработать комплексные программы их подготовки к вступлению в ВТО с учетом специфики территорий страны.
Оценивая возможные последствия глобализационных процессов для Владимирской области, можно отметить, что регион выгодно отличает стабильная экономическая ситуация и положительная динамика развития во многих отраслях социально- хозяйственного комплекса (наблюдаются позитивные изменения в агропромышленном комплексе, жилищном и дорожном строительстве, газификации области, решении многих социальных вопросов). Валовой региональный продукт за 1999-2004 гг. увеличился в 2,6 раза[83].
В отраслевой структуре ВРП наибольший удельный вес приходиться на промышленность (41,9 %). Постепенное снижение доли крупного промышленного производства и сельского хозяйства происходит за счет опережающего роста объемов услуг в сфере строительства, транспорта, связи, науки, финансового сектора и системы ЖКХ, что является признаком адаптации экономики региона к рыночным условиям ведения хозяйства.
Промышленность – ведущая отрасль экономики, влияющая на социально – экономическое состояние региона. В промышленности работает треть от числа занятых в экономике и сосредоточено 27 процентов основных фондов области. С 1999 года сложилась положительная динамика роста объемов промышленного производства.
Основная доля прироста в ведущих отраслях обеспечена за счет внедрения новых технологий, роста производительности труда и ввода в эксплуатацию новых промышленных объектов, что говорит о инновационной направленности развития региона, а также его положительном инвестиционном климате.
Основу промышленности области составляют: машиностроение и металлообработка - 43,5%, пищевая промышленность – 15,8%, электроэнергетика – 12,3%, стекольная промышленность – 7,4%[84].
На деятельность промышленных предприятий в истекшем периоде оказывал влияние ряд негативных факторов, к важнейшим из которых необходимо отнести снизившийся спрос на многие виды продукции и отсутствие долгосрочных договоров на отдельных крупнейших предприятиях области, а также дефицит оборотных средств.
По данным Владимирской таможни во внешнеэкономической деятельности в 2005 году на постоянной основе принимали участие более 568 предприятий, организаций и физических лиц области, что на 2,8% больше, чем в 2004 году (552 предприятий). Экономические связи осуществлялись с 88 странами мира.
Цифры, характеризующие внешнеэкономическую деятельность региона представлены в табл. 7[85].
Таблица 7