Тема 9. Анализ, оценка и обучение персонала

Анализ и оценка работников фирмы: индивидуальность, личностные и деловые качества. Аттестация персонала. Планирование карьеры. Анализ трудового потенциала фирмы.

Перестройка схемы использования персонала. Развитие персонала путем повышения его квалификации. Формы повышения квалификации: на рабочем месте, вне рабочего места, организованное, неорганизованное в профессиональной области. Планирование программы обучения. Оценка обучения.

Цели и функции повышения квалификации. Факторы, влияющие на деятельность фирмы в области повышения квалификации. Требования, предъявляемые к работникам фирмы и к управленческому персоналу. Понятие «социальная компетентность». Схема организации управляющих способом «от ступени к ступени».

Тема 10. Перемещение персонала, увольнение

Цели перемещения персонала в организации. Некоторые ограничения в процессе ротации кадров. Горизонтальная ротация. Рейтинг работников.

Причины и особенности сокращения персонала на предприятиях России в современных условиях. Увольнение персонала с точки зрения экономической и социальной эффективности. Варианты увольнения работников. Заявление об уходе.

Сокращение персонала. Отдельные мероприятия по сокращению персонала «мирным путем»: денежные компенсации, досрочный выход на пенсию, метод «аутплэйсмент», увольнение отдельных сотрудников. Критерии отбора при увольнении. Политика увольнения персонала, ориентированная на баланс интересов.

Основные цели и задачи Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.

Тема 11. Управленческие решения и стратегии управления персоналом

Основы принятия и реализации управленческих решений. Основные этапы принятия и реализации управленческого решения.

Варианты активного привлечения персонала организации к решению управленческих задач. Координация деятельности персонала. Контроль за реализацией решения и оценка конечных результатов.

Элементы стратегии управления персоналом. Основные типы стратегий управления персоналом. Отличительные черты японской и американской стратегии управления персоналом. Организационная структура системы управления персоналом.

Разработка стратегии управления персоналом на фирме: основные этапы. Влияние групповых интересов на политику управления персоналом предприятия. Права наемных работников в рыночной экономике. Женщина в современном мире труда. Стимулирование занятости женщин в российской экономике. Связь обучения и практики в области управления персоналом.

Тема 12. Управление персоналом: стили и методы эффективной деятельности менеджеров

Управление персоналом в системе рыночных отношений. Особенности вхождения руководителя в новую вышестоящую должность: сущность, проблемы и пути их решения. Основные направления повышения эффективности труда руководителей всех уровней. Время руководителя и эффективность его использования. Совещание как средство обучения и активизации трудовой деятельности персонала.

Руководитель и подчиненные: методы и способы эффективной деятельности. Искусство делегирования. Конфликты в коллективе: мотивационные, коммуникации, власти и безвластия, конфликты - фантомы. Пути и способы их предотвращения и разрешения.

Управление персоналом: установка правил и процедур. Основные правила поведения и дисциплинарная процедура. Процедура подачи жалоб. Общение с персоналом. Представление интересов персонала. Решение возникающих проблем - залог успеха деятельности фирмы.

& ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарика, 1996.

2. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневнойр аботе. М.: Дело, 1998.

3. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М.: Интел-Синтез, 1999.

4. Мельничук А.П. Деловое администрирование. М.: Экмос, 1998.

5. Мэйланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе /Пер. с анл. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

6. Нессонов Г.Г. Управление персоналом коммерческой организации: Учеб.пособие. М.: Триада, 1997.

7. Основы управления персоналом: Учебник для вузов. М.: Высш.шк., 1996.

8. Социальный менеджмент: Учебник. М.: Интел-Синтез, 1999.

9. Управление персоналом: Учебни /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

10. Управление персоналом /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

11. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. М.: МГУ, 1997.

Дополнительная литература

12. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. М.: ЮНИТИ, 1999.

13. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. М.: Экмос, 1998.

14. Общий менеджмент: Учеб.пособие /Под ред. А.И.Казанцева. М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. М.: Маркетинг, 1999.

16. Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учебник дляв узов. М.: Зерцало, 1998.

17. Уткин Э.А. Этика бизнеса. М.: Зерцало, 1998.

18. Хориби У., Тэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров: Учеб.пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

ПОИСКОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Предмет и задачи курса. Основные понятия

1. Управление персоналом включает комплекс взаимосвязанных видов деятельности: определение потребности в персонале, анализ рынка труда и управление занятостью, отбор и адаптация персонала, мотивация и стимулирование деятельности персонала...

Продолжите перечисление основных видов деятельности. Проведите их ранжирование по степени важности для менеджеров по управлению персоналом. Изложите свою точку зрения.

2. В экономической литературе часто встречаются понятия «управление кадрами» и «управление человеческими ресурсами».

Считаете ли Вы эти понятия тождественными? Определите критерии, по которым можно провести сравнение, и изложите свое мнение.

3. Организацию, занимающуюся производственной, коммерческой или иной деятельностью, можно представить в виде совокупности экономических ресурсов. К ним относят людские, информационные, финансовые и материальные ресурсы.

Как Вы считаете, от какого рода ресурсов в большей степени зависят результаты деятельности фирмы? Дайте их краткую характеристику и изложите свою точку зрения.

& Литература: 1, 7, 9, 10.

Наши рекомендации