Решение задачи линейного программирования симплексным методом

Алгоритм симплекс-метода рассчитан на каноническое представление задачи. Прежде чем строить исходную симплекс-таблицу, в каждом условии выявляют базисную переменную.

Задача представлена в каноническом виде, если

- критерий стремиться к максимуму,

- все условия представлены в виде равенств,

- все переменные неотрицательные.

Приведем задачу к каноническому виду:

f = 12x1+ 15x2+ 0x3+ 0x4+ 0x5® max

x1 + x2 + x3 = 6

2x1 + x2 + x4 = 10

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru x1 + 2x2 + x5 = 10

xi ≥ 0, i = 1, 5

Базисной называется такая переменная, которая входит только в одно из уравнений системы условий с коэффициентом +1.

Переменные x3, x4, x5 – базисные.

Таблица 2.1 – Исходная симплекс-таблица

Базис Св.чл. -x1 2 -x3 -x4 -x5 Q
Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru x3 Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru 6 Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru 1 6/1
x4 10/1
x5 Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru 10 Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru 10/2
f -12 -15  

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru

Таблица является оптимальной и последней, если все элементы строки f не отрицательны. Т.к. в таблице в строке f есть отрицательные элементы, то необходимо продолжить решение и выполнить пересчет таблицы.

Таблица 2.2 – Вторая симплекс-таблица

Базис Св.чл. -x1 -x2 -x3 -x4 -x5 Q
Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru х3 1/2 -1/2
х4 3/2 -1/2 10/3
х2 1/2 1/2
f -9/2 15/2  

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru

Вторая таблица тоже не оптимальная.

Таблица 2.3 – Третья симплекс-таблица

Базис Св.чл. -x1 -x2 -x3 -x4 -x5 Q
x1 -1  
x4 -3  
x2 -1  
f  

В строке f все элементы положительные, следовательно, данная таблица оптимальная и последняя.

х1* = 2, x2* = 4, f * = 84.

Вывод: для получения максимальной стоимости продукции в размере 84 денежные единицы необходимо выпустить 2 машины и 4 мотоцикла.

Графическое решение задачи линейного программирования (геометрическая интерпретация процесса решения задачи симплексным методом).

Модель задачи имеет вид:

f = 12x1+ 15x2® max

x1 + x2 ≤ 6

2x1 + x2 ≤ 10

x1 + 2x2 ≤ 10

x1,2 ≥ 0

Ограничения x1,2 ≥ 0 образуют первую четверть системы координат, то есть угол х12, за пределы которого допустимое множество выходить не может.

Определим полуплоскости каждого условия. Берем первое условие:

x1 + x2 ≤ 6.

Заменяем на равенство: x1 + x2 = 6.

Чтобы построить эту прямую, подбором выбираем две точки:

х1 = 0 х1 = 6

х2 = 6 х2 = 0

Аналогично строим две другие прямые:

2x1 + x2 ≤ 10 x1 + 2x2 ≤ 10

2x1 + x2 = 10 x1 + 2x2 = 10

х1 = 2 х1 = 5 х1 = 0 х1 = 6

х2 = 6 х2 = 0 х2 = 5 х2 = 2

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru х2

 
  Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru С

       
  Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru
    Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru
 

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru f * (3)

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru х1

Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru f (2) (1)

Рисунок 1 – Графическое решение задачи

Допустимым множеством будет выпуклый многогранник, любая точка которого удовлетворяет всем условиям задачи и может быть ее решением. Чтобы найти оптимальное решение, нужно построить линию критерия. Для этого сначала строят вектор Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru , начало которого лежит в точке (0;0), а конец – в точке (12;15) или (4;5). Перпендикулярно этому вектору в точке (0;0) проводим прямую критерия f.

В сторону вектора Решение задачи линейного программирования симплексным методом - student2.ru критерий всегда увеличивается.

Координаты точки, через которую проходит прямая f * и будут оптимальными значениями х1* и х2*:

х1* = 2, х2* = 4.

f * = 12 · 2 + 15 · 4 = 84.

Таким образом, для получения максимальной стоимости продукции в размере 84 денежные единицы необходимо выпустить 2 машины и 4 мотоцикла.

Связь итераций симплекс-метода с графиком можно наблюдать, если из каждой симплекс-таблицы взять значения переменных и найти соответствующие точки на графике.

Наши рекомендации