Свободные экономические зоны (СЭЗ) – как главный объект привлечения капитала
СЭЗ- представляют обособленную часть территории страны, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Основное назначение таких зон – привлечение иностранных инвестиций, передовой технологии, расширение экспортных возможностей национальной промышленности, развитие отдельных регионов страны, рост занятости, удовлетворение внутреннего спроса на высокотехнологичные, наукоемкие товары.
При организации СЭЗ возможны два подхода: территориальный или функциональный. В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все предприятия пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы (оффшорный фирмы).
Существуют разные формы СЭЗ:
- свободные (беспошлинные) таможенные зоны (склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта). Такие зоны освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров;
- зоны свободной торговли - ограниченные участки территорий, в пределах которых устанавливается льготные по сравнению с общим режим торговли;
- промышленно-производственные зоны - создаются на территории, где производится экспортная и импортозаменяющая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами;
- технико-внедренческие зоны - создаются, как правило, вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся определенными налоговыми и финансовыми льготами;
- сервисные зоны - территории с льготным режимом хозяйствования для фирм, оказывающих различные финансово-экономические и страховые услуги.
Мировой опыт функционирования СЭЗ показал, что они оживляют международный торговый обмен, повышают результативность внешней торговли, способствуют росту научно-производственного потенциала страны, создают новые рабочие места и др. Важной особенностью деятельности СЭЗ является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок
3. Международная миграция рабочей силы –это перемещениеизбыточной частитрудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое вызвано, прежде всего, причинами экономического характера. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:
а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка;
б) хроническая безработица в слаборазвитых и густонаселенных странах;
в) структурная перестройка экономики;
г) развитие научно-технического прогресса.
Миграция населения (более широкое понятие) – это перемещение населения не только по экономическим, но и по неэкономическим факторам.
К неэкономическим факторам относятся: политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на пять основных типов:
1. работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране (сезонные рабочие);
2. профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
3. нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
4. беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
5. переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы.
Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран - доноров (экспортеров рабочей силы) и стран - реципиентов (импортеров рабочей силы).
Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы.
1. Вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте.
2. Достигается экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов. Так, США с 1965 по 1990 гг. сэкономили 15 млрд. долларов.
3. Иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики.
4. Временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны.
5. Иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
6. Иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Негативные последствия:
1) Целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда.
2. Происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу.
3. Провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами.
4. Иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Позитивные последствиядля экономики странэкспортероврабочей силы.
1. Эммиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
2. Происходит бесплатное обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
3. Важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
4. При возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия:
1. Уменьшение трудовых ресурсов стимулирует повышение зарплаты, что приводит к росту издержек и замедляет экономическое развитие.
2. Страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов.
3. Теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Таким образом, наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы приводит к необходимости выработки мер, позволяющих обеспечить нормальное функционирование национальной экономики этих стран, т. е. государственной миграционной политики.
Миграционная политика - включает два направления:
иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.
Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
1) Требования к уровню образования, стажу работы по специальности.
2) Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, национальности, политическому и социальному облику. 3) Использование показателя иммиграционной квоты для количественного регулирования приезжих.
4) Введение финансовых ограничений, обеспечивающих сокращение численности иммигрантов. Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.
5) Установление географической структуры иммиграции.
6) Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иммигрантам заниматься запрещено (передвижение, изменение специальности, смены места работы).
Основной организацией, занимающейся проблемой миграции является Международная организация по миграции (MOM), образованная в 1949 г. куда входит 81 государство. Ее основными функциями являются:
- осуществление упорядоченной и запланированной миграции граждан;
- перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут содействовать развитию принимающих стран;
- организация передвижения беженцев;
- предоставление государствам форума для обмена мнениями, опытом и сотрудничества.
В настоящее время MOM в большей степени регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возращение квалифицированных кадров на родину). Также MOM оказывает помощь беженцам из Восточной Европы в Западную, а в 1970-е г. в Латинской Америке, Африке, Азии рассматривала проблему потенциальных беженцев.