На предприятиях нефтегазового комплекса
Ценообразование
Перед всеми предприятиями НГК встает задача установления цен на свои товары и услуги.
С позиции рыночной экономики цена – это денежная сумма, взимаемая за конкретный товар, т.е. сумма денег, за которую покупатель готов купить, а производитель – продать товар.
В настоящее время практически вся продукция реализуется по свободным ценам. Оптовые цены, по которым предприятия-изготовители реализуют свою продукцию другим организациям, определяются
где Црасч – расчетная цена предприятия;
Сп – полная себестоимость продукции;
П – прибыль предприятия-изготовителя;
НДС – налог на добавленную стоимость (форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства продукции).
Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следует учесть, что если цены регулируются, то регулируется не прибыль, а норма рентабельности. Объясняется это тем, что прибыль – производная величина, зависящая от нормы рентабельности изделий
где Ri – норма рентабельности, %;
Сi – себестоимость i-го вида продукции.
Если товары реализуются через сбытовые организации, то в оптовую цену включается надбавка посредника, которая учитывает его издержки и прибыль, а также НДС в сфере сбыта. Тогда
где Нпоср – надбавка посредника.
Розничная цена включает в себя оптовую цену и надбавку торговых организаций, которая учитывает их издержки и прибыль, а также НДС в сфере торговли. Тогда
где Нторг – надбавка торговой организации.
С отдельных товаров народного потребления, в силу их высокой доходности, взимается дополнительный налог, называемый акцизом.
Рассмотрим основные методы расчета цены:
1. Договорное ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой способ ценообразования, основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость продукции, работ или услуг.
2. Определение цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Методика ценообразования основывается на графике безубыточности, где представлены совокупные издержки и ожидаемые общие поступления. Пересечение линий совокупного дохода и совокупных издержек определяет точку безубыточности (ТБ), т.е. такой объем выпуска, при котором совокупный доход равен совокупным издержкам. Любая разница по вертикали между линией совокупного дохода и совокупных издержек справа от ТБ показывает прибыль, а слева от ТБ – убытки при данном объеме производства.
Алгебраическим путем ТБ вычисляется следующим образом
где FC – постоянные издержки, руб.;
P – цена единицы продукции, руб./ед.;
AVC – переменные издержки в расчете на единицу продукции, руб./ед.
В условиях рыночной экономики регулируемые цены, как и свободные, устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию (определяет порядок исчисления затрат – калькуляции себестоимости; расходы, возмещаемые из прибыли; нормы рентабельности на продукцию предприятий- монополистов и т.д.).