Тема 1. предмет, метод, задачи
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА«Истории экономики, политики и культуры»
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Москва 2008
Курс лекций подготовил
доктор экономических наук,профессор
Ядгаров Я.С.
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры …………………………….......................……………
Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.
Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................
Проректор по УМР,
председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.
Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.
© Ядгаров Я.С., 2008 г.
© ВЗФЭИ, 2008 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.
Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.
Учебные задачи дисциплины:
- ввести понятия:
1) «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;
2) «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;
3) «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;
4) «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;
5) «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;
6) «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;
7) «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;
- познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;
- сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.
В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.
Место курса среди других дисциплин учебного плана:
Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.
Требования к уровню освоения содержания курса.
По завершении курса студенты должны уметь:
· дать определение сущности основных категорий и понятий;
· сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;
· проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;
· составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.
Формы контроля:
· промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;
· итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):
Таблица 1
№№ п/п | Наименование тем лекций | К-во ча-сов |
Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений» | 0,5 | |
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья | 0,5 | |
Меркантилизм – начало экономической науки | ||
Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников | ||
Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии | ||
А. Смит – центральная фигура классической политической экономии | ||
Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде | ||
Завершение классической политической экономии | ||
Реформаторские концепции экономического романтизма | ||
Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов | ||
Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии | ||
Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа «маржинальной революции» | ||
Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли | ||
Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли | ||
Теории монополистической и несовершенной конкуренции | ||
Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики | ||
Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона | ||
Итого: |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ
И СТРУКТУРАДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.
3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.
Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.
ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как частьнауки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. дон. э.).
Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.
Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).