Тема 1. предмет, метод, задачи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА«Истории экономики, политики и культуры»

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Москва 2008

Курс лекций подготовил

доктор экономических наук,профессор

Ядгаров Я.С.

Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры …………………………….......................……………

Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.

Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................

Проректор по УМР,

председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.

Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.

© Ядгаров Я.С., 2008 г.

© ВЗФЭИ, 2008 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.

Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.

Учебные задачи дисциплины:

- ввести понятия:

1) «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;

2) «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;

3) «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;

4) «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;

5) «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;

6) «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;

7) «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;

- познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;

- сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса.

По завершении курса студенты должны уметь:

· дать определение сущности основных категорий и понятий;

· сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;

· проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;

· составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.

Формы контроля:

· промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;

· итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПОДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

В соответствии с учебным планом предлагается следующая тематика лекций (см. табл. 1):

Таблица 1

№№ п/п Наименование тем лекций К-во ча-сов
Предмет, метод, задачи и структура дисциплины «История экономических учений» 0,5
Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Натурально-хозяйственная экономическая мысль древнего мира и средневековья 0,5
Меркантилизм – начало экономической науки
Общая характеристика классической политической экономии. Особенности экономического учения ее родоначальников
Физиократия – течение экономической мысли в рамках классической политической экономии
А. Смит – центральная фигура классической политической экономии
Классическая политическая экономия в постмануфактурном периоде
Завершение классической политической экономии
Реформаторские концепции экономического романтизма
Социально-экономические и реформаторские воззрения социалистов-утопистов
Историческая школа Германии. Возникновение социально-исторического направления в политической экономии
Зарождение маржинализма. Особенности первого этапа «маржинальной революции»
Второй этап «маржинальной революции» и возникновение неоклассического направления экономической мысли
Американский институционализм. Возникновение социально-институционалного направления экономической мысли
Теории монополистической и несовершенной конкуренции
Кейнсианство и неолиберализм – альтернативные направления теорий государственного регулирования экономики
Олимп современной экономической мысли. Неоклассический синтез П. Самуэльсона
  Итого:

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД, ЗАДАЧИ

И СТРУКТУРАДИСЦИПЛИРЫ «ИСТОРИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Предмет истории экономических учений – исторический процесс возникновения, развития и смены экономических взглядов, отраженный в трудах отдельных экономистов, в теоретических школах и направлениях. Взаимосвязь хозяйственного развития с эволюцией экономической мысли.

3адачи курса. Изучение и сопоставление различных теоретических и методологических подходов решения хозяйственных задач. Обоснование вариантов хозяйственной политики.

Методология исследования. Методы историчности и системного анализа. Критерии периодизации истории экономической мысли и различные варианты классификации экономических теорий.

ТЕМА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. НАТУРАЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА и средневековья

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Экономическая мысль Египта, Вавилона, Индии, Китая и других стран с азиатским способом производства как частьнауки об управлении государством. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Экономическая мысль Китая в трудах Конфуция (V в до н. э.) и в трактате «Гуань-цзы» (IV-III вв. дон. э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н. э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости товаров при обмене («Квадрат Аристотеля»), свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономические идеи Древнего Рима в трактатах Катона, Варрона, Колумеллы (II-I вв. до н. э.).

Наши рекомендации