Кейс № 2. Неолиберализм
Модель “социального рыночного хозяйства” основана на ряде принципов, которые наиболее полно были сформулированы В.Ойкеном:
1. Свободное ценообразование.
2. Стабильность денежного обращения.
3. Конкуренция без монополий.
4. Незыблемость частной собственности.
5. Экономическая самостоятельность и ответственность предпринимателей.
6. Экономическая роль государства.
Вопросы:
1. Раскройте принципы “социального рыночного хозяйства” В.Ойкена.
2. Укажите отличие его конкуренции от:
а) классической.
б) институциональной.
в) кейнсианской моделей.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какая категория ордолиберализма является центральной?
2. Что, с точки зрения монетаристов, представляет главную опасность для экономики?
3. На положения какой теории опираются монетаристы?
4. В чем, с точки зрения монетристов, заключается связь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства?
5. Какая концепция легла в основу выдвижения концепции “естественного уровня безработицы”?
6. Представители какой теории неолиберализма считают, что население способно предсказать последствия изменений в экономике и соответствующим образом принимать решения, которые максимизируют их благосостояние?
7. Какие положения характеризуют теорию экономики предложения?
Методические указания:
В начале изучения темы дайте общую характеристику неолиберального направления в экономической теории, назовите ее го основных представителей. Покажите роль неолиберализма в экономической практике ряда европейских стран. Дайте оценку деятельности правительства Германии, основанной на теории неолиберализма.
Необходимо уяснить, что основная цель авторов концепции рациональных ожиданий (Льюкес Р., Сарджент Т. и др.) - дать государству эффективные рекомендации относительно того, как проводить "безболезненную" антиинфляционную политику, не сопровождающуюся ростом безработицы и спадом производства. Для этого необходим ряд условий. Выделите, каких? На какой тип инфляционных ожиданий должно ориентироваться правительство, чтобы снизить затраты общества по замедлению темпов инфляции? Что представляет собой "коэффициент жертв"? В чем авторы теории рациональных ожиданий поддерживают монетаристов, а в чем их аргументы расходятся?
Из чего исходит теория экономики предложения при анализе причин стагфляции в 1970-е гг? В чем ее авторы (А. Лаффер и др.) не согласны с Кейнсом?
А. Лаффер считает, что рост налогов имеет значительные негативные последствия. Опишите их. Что представляет собой "кривая Лаффера"?
Дайте оценку теории экономики предложения с точки зрения основных подходов к макроэкономическому регулированию.
Тема 12. Экономическая мысль в России ХХ веке.
Студент должен знать: особенности социально-экономического развития России на рубеже XIX – XX веков; основные концепции российского либерализма, имена и работы его представителей; возникновение и развитие экономической теории в советский период и ее особенности; вклад в теорию ее основных представителей
Студент должен уметь:использовать ранее полученные знания по истории экономики и отечественной истории; изучать первоисточники – труды российских экономистов; проводить анализ их идей и сравнение с генеральным направлением мировой экономической мысли.
Содержание темы. Экономические концепции российского либерализма. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В.Чаянова - в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева - в понимание экономической динамики.
Развитие экономической теории в Советском Союзе в 20-50-е гг. Методологические дискуссии 1920-30-х гг. по вопросам рынка, товарно-денежных отношений, народнохозяйственного планирования. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Теория «развитого социализма» 1950-70-х гг. Теории «трансформаций социализма». Экономические концепции реформ перехода к рынку.
Концептуальные основы анализа переходной экономики: причины возникновения и классификация переходных состояний общества, особенности закономерностей переходной экономики. Альтернативы развития переходной экономики.
Самостоятельная работа:
Вопросы для самоконтроля:
1. Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX – XX веков.
2. Основные концепции российского либерализма
3. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов.
4. Вклад А.В.Чаянова в изучение крестьянского хозяйства.
5. Н.Д. Кондратьев и его учение об экономической динамике.
6. Методологические дискуссии 1920-30-х гг. по вопросам рынка, товарно-денежных отношений, народнохозяйственного планирования.
7. Традиции экономико-математической школы в России и СССР.
Планы практических занятий для заочников
К практическим занятиям следует готовиться в соответствии с содержанием вышеизложенных тем. Занятия имеют обобщающий характер по нескольким темам. Поэтому предварительно следует ознакомиться с содержанием соответствующих тем из программы, проработать практические задания, выполнить самостоятельную работу.