Тема 4. Рыночная экономика и ее модели
1. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка: частная собст-
венность, свободное ценообразование, конкуренция.
2. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Несовершенства (фиаско) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.
3. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской экономической модели. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.
Ключевые понятия и термины
Инфраструктура рынка (market infrastructure) – совокупность институтов, обеспечивающих работу рынка; организации, с помощью которых работают рынки ресурсов и товаров, циркулируют потоки товаров, ресурсов и доходов между фирмами и домашними хозяйствами.
Конкуренция (сompetition) – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономичес-кого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения. В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».
«Невидимая рука рынка»(«invisible hand of the market») – предположение, введенное Адамом Смитом, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.
Рынок (market) – институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги.
Рыночная система (market system) – все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи; механизм, позволяющий складывающимся на этих рынках ценам распределять редкие экономические ресурсы, обеспечивать информацию о решениях, принимаемых потребителями, фирмами и поставщиками ресурсов, и согласовывать эти решения.
Свобода выбора (freedom of choice) – свободное право собственников материальных ресурсов и денег использовать их по своему усмотрению, свободное право рабочих заняться любым видом труда, на который они способны, и свободное право потребителей расходовать свои доходы на цели, которые они сочтут предпочтительными (наилучшими).
Свобода предпринимательства (freedom of enterprise) – свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали.
Суверенитет потребителя (consumer sovereignty) – свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов.
Ценообразование (pricing) – установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от издержек продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Экономические отношения (economic relations) – объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ.
Литература: [3, с. 23–26; 4, с. 8–197; 5, с. 520–531; 6, с. 398–419, 469–487; 7, с. 79–102, 446–449; 8, с. 104–112, 118–144; 10, с. 26–33; 11, с. 82–84, 353–362; 12, с. 416–434; 14, с. 45–46; 15, с. 60–61; 17, с. 30–34; 18, с. 34–56, 363–373; 19, с. 57–88; 20, с. 82–91, 96–114].
Тесты и задачи
1. Рынок – это:
а) взаимоотношения между продавцами и покупателями;
б) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;
в) система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления;
г) все ответы верны.
2. Условиями возникновения рынка являются:
а) общественное разделение труда и экономическая обособленность товаропроизводителей, основанная на частной собственности;
б) концентрация производства;
в) наличие благоприятных природных условий;
г) использование железа для производства орудий труда.
3. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
а) конкуренция;
б) централизованное планирование;
в) частная собственность;
г) свобода предпринимательского выбора.
4. На основании какой функции рынка происходит расслоение производителей?
а) информационно-коммуникативной;
б) санации экономики;
в) координации экономических связей;
г) стимулирования экономической активности.
5. К инфраструктуре рынка относятся:
а) транспорт и связь;
б) биржи;
в) банки;
г) все вышеназванное.
6. Рынок имеет:
а) только положительные черты;
б) только отрицательные черты;
в) как положительные, так и отрицательные черты;
г) нет ни положительных, ни отрицательных свойств.
7. Материальную основу рыночных отношений составляют:
а) ценообразование;
б) общественное разделение труда;
в) движение товара и денег;
г) нет правильных ответов.
8. Какая из функций рынка побуждает производителей создавать новую продукцию, продукцию с наименьшими затратами, поощряет развитие научно-технического прогресса?
а) информационно-коммуникативная;
б) стимулирования экономической активности;
в) санации экономики;
г) координации экономических связей.
9. Какие виды рынков выделяют по уровню насыщения?
а) равновесный;
б) дефицитный;
в) избыточный;
г) все вышеперечисленные.
10. Что из нижеперечисленного не относится к функциям рыночной инфраструктуры?
а) разработка национальной стратегии развития;
б) организационное оформление рыночных отношений;
в) подготовка специалистов для эффективного функционирования рынка;
г) облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов.
Ответы:1. г); 2. а); 3. б); 4. б); 5. г); 6. в); 7. в); 8. б); 9. г); 10. а).
Задача. 1 октября на фондовой бирже заключена сделка по продаже 20 тыс. акций по цене 100 у.е. за акцию на срок до 31 октября. За октябрь курс акции повысился до 120 у.е. Кто и какую сумму выиграл (продавец или покупатель) в создавшейся ситуации? Что произойдет, если курс акции за октябрь понизится до 90 у.е.?
Решение.При повышении курса акции до 120 у.е. выиграет покупатель, так как купит акции по 100 у.е., а продать их сможет по 120 у.е. Сумма выигрыша составит 400000 у.е. При понижении курса акции до 90 у.е. выиграет продавец, так как обратно сможет купить их по 90 у.е., а продать по 100 у.е. Сумма выигрыша – 200000 у.е.