Глоссарий по курсу «экономика»
Источники:
· Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т.т. – Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1997.
· Жданова И.Ф., Вартумян Д.Л. Англо-русский экономический словарь. – 3-е изд. – М.: Рус. яз., 2000.
· Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – Спб.: Изд-во "Питер", 2000.
· Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь/Словарь современ-ной экономической науки. Изд. 4-е: – М.: Изд-во "ABF", 1996.
· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. – М.: Питер, 2002.
· Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проб-лемы и политика./Пер.18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. ISBN 978-5-16-004310-4 (русск.)
· Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. – Спб.: Питер Ком, 1999.
· Фёдоров Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедический словарь. – Спб.: Ламбус Пресс, 1995.
Абсолютная (чистая) монополия (absolute monopoly = pure monopoly) – рынок, который отличают следующие черты: одна фирма здесь продает единственный в своем роде продукт (не имеющий близкого заменителя); затруднен доступ на рынок чистой монополии; действующая на таком рынке фирма обладает значительным контролем над ценой на продаваемый ею продукт; здесь может действовать, а может не действовать ценовая конкуренция. Понятие "чистая монополия" совпадает с содержанием понятия "отрасль".
Абсолютно неэластичное предложение (absolutely inelastic supply) – рыночная ситуация, при которой величина предложения товара вообще не реагирует на изменение цены товара.
Абсолютно неэластичный спрос (absolutely inelastic demand) – рыночная ситуация, при которой величина спроса на товар вообще не реагирует на изменение цены товара.
Абсолютно эластичное предложение (absolutely elastic supply) –экономическая ситуация, при которой однопроцентное увеличение цены способно вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара значительно более чем на 1%. Исключительная ситуация на рынке, когда возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться товаропроизводителями.
Абсолютно эластичный спрос (absolutely elastic demand) – экономическая ситуация, при которой один процент снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на один процент. Исключительная ситуация на рынке, когда возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями.
Абсолютное преимущество (absolute advantage) – способность страны производить продукцию с меньшими затратами по сравнению с другими странами.
Активные операции банков (active ebank operations) – операции, связанные с размещением ресурсов и приносящие доход банку
Акция (share stock) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении известного пая в капитал акционерного общества и дающая право на участие в управлении и получении части прибыли в виде дивиденда.
Альтернативные издержки (opportunity costs) – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов.
Амортизация (amortization) – процесс физического износа и морального старения производственных зданий, сооружений, оборудования (и т.п.) и формирование амортизационного фонда для финансирования возмещения этих затрат. Растянутый во времени процесс переноса стоимости с основного капитала предприятия на произведенную готовую продукцию, сопровождающийся созданием специального амортизационного фонда.
Аудиторская фирма (auditory firm) – организация, специализирующаяся на проведении независимых ревизий по заказам своих клиентов. В западных странах аудиторские фирмы существуют около 100 лет, оказывая различные услуги (анализ хозяйственной деятельности, проверка финансовой состоятельности, ведение учета и т.д.) на правах консультанта или независимого эксперта.
Аффилированные лица (affiliated persons) – физические и юридические лица, способные оказывает влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Как правило, предусматривается владение более чем 20% общего количества голосующих акций.
Бартер (barter) – прямой обмен одного товара на другой, осуществляемый без привлечения денежных расчетов.
Безработный (unemployed) – трудоспособный человек, не имеющий работы, ищущий работу и готовый в любой момент начать работать.
Официальный статус безработного предполагает обязательную регистрацию в службе занятости.
Биржа (stock exchange) – коммерческое предприятие по производству посреднических услуг, где совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг, валюты, массовых товаров и т. д. в соответствии с утвержденными стандартами.
Биржевая сделка (stock bargain) – торговая сделка на бирже с ценными бумагами, товарами и услугами, осуществляемая кассовым (с выплатой наличных денег) или срочным образом (с отсрочкой платежей).
Биржевой товар (stock commodity) – стандартизированный, взаимо-заменяемый товар с непредсказуемыми ценами на него.
Благо (good) – всё то, что ценится людьми как средство удовлетворения их потребностей.
Брокер (broker) – посредник при совершении сделок купли-продажи акций, облигаций, недвижимости, товаров; посредник, агент, действующий при заключении сделок по поручению и за счет клиентов, получая от них комиссионные.
Бухгалтерские издержки (accounting costs) – текущие затраты на производ-ство продукции или на её обращение.
Бюджетная линия (budget line) – линия, показывающая различные комбинации количеств двух товаров, которые потребитель может купить при данном уровне своего денежного дохода и текущих ценах товаров.
Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый данный год (с учетом соответствующих результатов развития предшествующих периодов).
Бюджетный профицит (budget proficit) – сумма превышения доходов правительства над его расходами в каждый данный год.
Валовые инвестиции (gross investment) – совокупный объем инвестиций, включая возмещение потребленного капитала (износ капитала, амортизационные отчисления) и чистые инвестиции для расширения производства.
Валовые издержки (total costs) – сумма постоянных и переменных издержек.
Валюта (currency) – денежная единица иностранных государств или коммерческие документы (чеки, векселя), счетные единицы, основанные на комбинации иностранных валют, используемые как коллективная валюта, коллективная денежная единица (например, евро).
Валютный курс (foreign exchange rate) – цена (котировка) денежной единицы одной страны в денежной единице (валюте) другой страны. Установление курсов иностранных валют в соответствии с действующими законодательными нормами и сложившейся рыночной конъюнктурой. При необходимости используются три вида курсов: официальный, коммерческий и специальный.
Валютный паритет (currency parity) – официально зафиксированное соотношение между валютными курсами разных стран, зависящее для национальной валюты от внутреннего уровня цен и покупательной способности иностранной валюты.
ВБ (Всемирный банк) (WB) – одна из крупнейших международных финансово-экономических организаций, предоставляющая долгосрочные кредиты странам-членам для конкретных программ экономического и социального развития.
ВВП (GDP, gross domestic product) – рыночная стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за год (в том числе нерезидентами).
Вексель (bill) – документ, заключающий в себе безусловное обязательство об уплате векселедержателю определённой суммы в установленный срок.
Венчурный бизнес-рынок (venture market) – бизнес, осуществляемый на рынке современных научно-технических и опытно-конструкторских разработок, новейшей техники и технологии, характеризующийся повышенной степенью риска в их применении.
Взаимодополняемые товары (complimentary goods) – товары, для которых существует обратное соотношение между ценой на один товар и спросом на другой, а именно снижение (повышение) цены на один товар ведет к увеличению (уменьшению) спроса на другой.
Взаимозаменяемые товары (substitute goods) – товары, которые могут удовлетворять одну и ту же потребность, при этом снижение (повышение) цены на один товар ведет к уменьшению (увеличению) спроса на другой из взаимозаменяемых товаров.
Внешние издержки (явные издержки) (external costs/explicit costs) – альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий: затраты на сырье, энергетические ресурсы, полуфабрикаты, заработную плату наемного персонала.
Внешние эффекты (outside effects) – эффекты положительные или отрицательные, возникающие, когда производство или потребление какого - то товара влияет на фирмы или потребителей, непосредственно не вовлечённых в акты купли - продажи данного товара, то есть эффекты, не учитываемые рынком.
Внешний долг (external debt) – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям (нерезидентам).
ВНП (GNP, gross national product) – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами в экономике в течение года (в том числе резидентами на территории других стран).
Внутренние издержки (неявные издержки) (internal/implicit costs) – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы: затраты, связанные с использованием собственных зданий, сооружений, оборудования и собственной предпринимательской способности.
Внутренний государственный долг (implicit public debt) – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны (то есть держателям ценных бумаг правительства данной страны).
Всемирная торговая организация (ВТО) ( World Trade Organization, WTO) – многостороннее соглашение между входящими в нее государствами, определяющее нормы и правила не только торговых, но и других разносторонних экономических отношений между государствами-участниками соглашения.
Выбор в экономике (choice in economy) – процесс принятия жизненно важного для экономического субъекта решения на основе выбора самой выгодной альтернативы из нескольких имеющихся вариантов. Экономический выбор также называют рациональным и технологическим.
Выручка (receipts) – сумма денег, полученная от продажи товаров или предоставления услуг за определённый период времени. Выручку следует отличать от прибыли.
Высшие потребности (superior needs) – согласно классификации А.Маршалла потребности духовного и социального порядка (например, в образовании и т.д.).
Галопирующая инфляция (galloping/runaway inflation) – быстрое повышение уровня инфляции при среднемесячных темпах прироста цен, превышающих 10% и более; преобладает в развивающихся странах.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) (General Agreement about Tariffand Trade) – многосторонний договор, действующий с 1948 года и содержащий принципы, нормы и правила, на которых основаны торговые отношения участвующих в нем сторон. Преобразовано в ВТО с 1994 года.
Гиперинфляция (hyperinflation) – инфляция, отличающаяся очень высокими темпами (свыше 500% в год).
Гипотеза (hypothesis) – ещё не доказанное предположение о чем-либо, касающееся мира экономических явлений, действий и процессов.
Глобализация (globalization) – процесс интенсивного нарастания целостности мира; формирование общемировых экономических, политических и культурных систем, неизбежно выходящих за рамки отдельных государств.
Государственные трансферты (income transfers) – безвозмездные выплаты денежных пособий гражданам, в рамках правительственных социальных программ.
Государственный долг (public debt) – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).
Девальвация валюты (devaluation of currency) – уменьшение официаль-ного курса (стоимости) национальной валюты по отношению к валютам других стран, приводящее к понижению покупательной способности денег.
Дедукция (deduction) – альтернативный индукции метод проведения экономических исследований, когда в начале формулируется какая - либо экономическая закономерность, а потом уже определяется степень её научности и жизнеспособности путём проверки на конкретных фактах (принцип: от теории к фактам).
Демпинг (dumping) – продажа товаров по сниженным ценам с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков.
Денежная рестрикция (monetary restraint) – ограничение массы денег; составной элемент денежной реформы, направленный на изъятие части наличной денежной массы у экономических агентов.
Денежный мультипликатор (money multiplier) – р коэффициент, определяющий увеличение количества денег, создаваемого банковской системой из каждой единицы резервов; равен единице, делённой на обязательную норму резерва.
Денежный рынок (money market) – рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентную ставку (или уровень процентных ставок). Под таким рынком понимают рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учётный (ценные бумаги), межбанковский и валютный рынки.
Деноминация (denomination) – изменение нарицательной стоимости денежной единицы; уменьшение наличного выражения (номинала) вновь выпускаемых денежных знаков (в 10, 100, 1000 раз) без изменения названия валюты; "утяжеление" денежной единицы.
Деньги (money) – активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счёта и средством накопления. Это также абсолютно ликвидный товар.
Деперсонифицированиый механзм цен А.Смита (Smith's depersonifica-tional price mechanism) – классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на выгодных, эквивалентных началах. Согласно этому принципу предпри-ниматели в своём поведении руководствуются исключительно собственным эгоизмом, но, тем не менее, насыщают потребности общества лучше, чем, если бы первоначально стремились к этому.
Дефлирование ВНП ( deflated GNP) – корректировка номинального ВНП с учетом индекса цен (уровня инфляции), в результате чего реальный ВНП будет меньше номинального за соответствующий период времени.
Дефляция (deflation) – снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны.
Дилер (dealer) – член фондовой биржи, занимающийся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов; действует от своего имени и часто за собственный счет.
Дисконтирование (discounting) – метод определения первоначальной суммы инвестиций (дисконтированной величины), которая через определенный срок обеспечит желаемый доход при существующей норме процента.
Дискреционная фискальная политика (discretionary fiscal policy) – осуществляемое правительством страны преднамеренное изменение налогов (налоговых ставок) и объёма правительственных расходов (расходов на товары и услуги и программы трансфертных платежей) с целью обеспечить производство неинфляционного ЧНП при полной занятости и стимулировать экономический рост.
Дифференциация продукта (product differentiation) – физические или иные различия между товарами разных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами других фирм (при условии, что продавцы продают их по одинаковой цене).
Добавленная стоимость (surplus value) – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой и суммой, уплаченной другими фирмами за сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию).
Долгосрочный период в деятельности фирмы (secular period= long run) – период, достаточно длительный, чтобы позволить производителям товара изменить количество всех используемых ими ресурсов, а также - чтобы изменить их положение на рынке; период, в котором все ресурсы и издержки являются переменными, т.е. никакие ресурсы и издержки не являются постоянными.
Допущение "при прочих равных условиях" (admission" under other equal condition") –метод экономических исследований, упрощающий процесс экономического анализа за счёт допущения того, что все другие переменные, за исключением рассматриваемых экономистами в данный момент времени, остаются неизменными.
Дуополия (duopoly) – рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных продавцов, являются единственными производителями стандартизированного товара, не имеющего близких заменителей.
Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Естественный уровень безработицы (natural rate of unemployment) – уровень безработицы при полной занятости (фрикционная плюс структурная виды безработицы).
Закон возрастающих вменённых издержек (the aw of increasing implicit cost)– закон, суть которого состоит в том, что по мере увеличения производства продукта, вменённые издержки и предельные издержки производства каждой новой единицы продукта возрастают из-за невозможности одномоментного и равноэффективного совмещения производства двух альтернативных (взаимоисключающих) продуктов.
Закон Оукена (Qkun's law) – вывод о том, что превышение текущего уровня безработицы на 1% над уровнем безработицы при полной занятости увеличивает отставание реального ВНП на 2,5% от потенциального ВНП страны.
Закон предложения (the law of supply) – закон, устанавливающий прямую зависимость между ценой и величиной предложения товара в течение определенного периода времени.
Закон спроса (the law of demand) – характеризует обратную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством: чем выше цены, тем меньшее количество товара будет куплено потребителями.
Закон убывающей доходности (производительности факторов производства) (law of diminishing income) – выражает отношения между затратами и результатами и определяет снижение дополнительного результата от каждого последовательного равного вложения из-за нарушения сбалансированных пропорций между используемыми факторами производства.
Закон убывающей предельной полезности (law of diminishing marginal utility) – закон, суть которого состоит в том, что по мере увеличения потребления данного товара или услуги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается из-за насыщения потребностей в приобретаемом благе.
Законы (экономические) (economic laws) – наиболее устойчивые объективные зависимости и взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами, которые отвечают критериям точности, всеобщности и нравственной справедливости.
Занятость (employment) – показатель, характеризующий степень участия трудоспособного населения в общественном труде.
Заработная- плата (wage) – цена за труд (за использование услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.).
Земельная рента (grounds rent) – экономическая рента от использования земли.
Земля (land) – всё многообразие природных ресурсов, природных благ, которые вовлекаются в процесс экономической деятельности общества (природные полезные ископаемые, леса, водоёмы и т.д.).
Излишек потребителя (consumer's surplus) – разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар и рыночной ценой этого товара.
Излишек производителя (producer's surplus) – разница между тем, что производители получают за единицу товара фактически, и тем минимумом цены, который они согласны за него получить (разница между рыночной ценой и предельными издержками).
Изменение объема предложения (changing of the supply volume) – означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения, наблюдающееся при изменении цены на данный товар.
Изменение объема спроса (changing of the demand volume)– передвиже-ние с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, наблюдающееся при изменении цен на товар.
Изменение предложения (supply change) – смещение всей кривой предложения вправо (увеличение предложения) или влево (уменьшение) при изменении детерминант(ы) предложения.
Изменение спроса (demand change) – смещение всей кривой спроса либо вправо (увеличение спроса) либо влево (сокращение) при изменении одной (или более) детерминант спроса.
Изокванта (isoquant) – линия, представляющая собой различные сочетания затрат двух факторов, при которых может быть произведён заданный объем выпуска продукции.
Изокоста (isocost) – в теории производственных функций -геометрическое место точек (в пространстве ресурсов), для которых издержки производства постоянны.
Импорт (import) – ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Структура импорта отражает экономическое положение страны. В импорте развитых стран велика доля готовой промышленной продукции: машин, приборов, высококачественных товаров, а также ценного сырья.
Импортная квота (import quota) – количественные ограничения на импорт товаров, реализуемые, в том числе через систему лицензий.
Индекс цен (price index) – относительный показатель, характеризующий соотношение цен во времени (например, оптовых, розничных и т.п.).
Индивидуальное предложение (individual supply) – заявление определен-ного продавца (оферента) о желании продать товар, услуги на определенных условиях.
Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос отдельного покупателя на товар или услугу.
Индукция (induction) – один из методов экономических исследований, когда в процессе экономического анализа наблюдается переход от изучения конкретных фактов к формулированию экономических закономерностей (принцип: от фактов к теории).
Инновация (innovation) – внедрение новых форм организации труда, управления и технологии производства; новые исследования и разработки.
Институционализм (institutional economics) – одно из направлений современной экономической теории (Т.Веблен и др.): экономика рассматривается как система, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием экономических и неэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют экономические, социальные и политические институты (основы).
Интенсивность труда (intensity of labour) – показатель, характеризую-щий степень напряженности труда в определенный период времени.
Инфлирование (inflated) – корректировка номинального ВНП с учетом индекса цен (уровня инфляции), в результате чего происходит очищение номинального ВНП от влияния дефляции. При этом индекс цен должен быть меньше 1.
Инфляционный разрыв (inflationary gap) – величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы номинальный ЧНП соответствовал уровню неинфляционного ЧНП, произведенного при полной занятости.
Инфляция (inflation) – самоподдерживающийся рост общего (среднего) уровня цен в экономике; переполнение каналов денежного обращения излишней денежной массой, представительная стоимость которой превышает стоимость товаров и услуг, подлежащих реализации.
Инфляция издержек (cost-push inflation) – инфляция, вызванная умень-шением совокупного предложения в результате роста затрат (заработной платы, цен на сырье и т.п.) и сопровождаемая сокращением реального объема производства и занятости (увеличением уровня безработицы); графически -сдвиг кривой совокупного предложения вверх.
Инфляция спроса (demand-pull inflation) – инфляция, вызываемая увеличе-нием совокупного спроса; графически – сдвиг кривой совокупного спроса вверх.
Информация (information) – сведения о чём-либо, передаваемые людьми и автоматизированными техническими и электронными системами. Согласно законодательству, доступ к общественно ценной информации является свободным, открытым, бесплатным.
Капитал (capital) – ключевой фактор производства, без применения которого невозможны выпуск товаров, выполнение работ и оказание услуг. Обычно признают существование физического и денежного видов капитала. В экономическом смысле капитал – капитальные ценности (станки, машины, оборудование, инструменты и т.д.), в процессе длительной эксплуатации которых создаются экономические блага, а также компенсируются первоначальные затраты ресурсов. Денежный капитал – денежные средства, пущенные в оборот, которые принесли владельцу капитала доход, прибыль. Под капиталом можно также понимать производственные отношения, сложившиеся на предприятии между владельцами бизнеса, менеджерами и наёмными работниками.
Карта кривых безразличия (consumer's indifference curves тар) – набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ.
Картель (cartel) – формальное, в письменном виде или устное соглашение между фирмами об установлении цен на продукт или об объёме производства индивидуальных фирм или о географическом разделе рынка сбыта продукции.
Кассовая сделка на фондовой бирже (stock-exchange cash transaction) – сделка (операция) с немедленной оплатой после заключения (либо в течение нескольких дней).
Квота (quota) – согласованная доля в общественном производстве, сбыте продукции или другом виде совместной деятельности. Количественные ограничения на экспорт или импорт товаров, в том числе через систему лицензий. Максимальный объем выпуска продукции или нормы выработки.
КДП (monetary policy) – кредитно-денежная политика или система мероприятий государства, регулирующая массу денег, денежное обращение, процентную ставку в целях стабилизации экономического развития.
Кейнсианство (keynesianism) – совокупность макроэкономических концепций, доказывающих необходимость и значимость государственного регулирования экономики, а также широкого использования государством фискальной и кредитно-денежной политики для решения экономических проблем.
Кейсианский отрезок кривой совокупного предложения (Keynesian range) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором уровень цен остаётся неизменным, когда реальный национальный продукт изменяется.
Классический отрезок кривой совокупного предложения (classical range) – вертикальный отрезок кривой, на котором экономика характеризуется полной занятостью ресурсов.
Командная экономика (command economy) – система организации экономики, в которой главенствующую роль играет государство, решающее все вопросы производства и распределения товаров. В качестве главного регулирующего и координирующего механизма выступает план.
Конвертируемость валюты (convertibility of currency) – способность национальной денежной единицы обмениваться на любую другую валюту (виды: полная и частичная).
Конгломерат (conglomerate combination) – группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (продуктов, друг с другом не конкурирующих).
Конечный продукт (final product) – продукт, поступающий в потреб-ление в соответствии с потребительскими свойствами; продукт, предназначенный только для потребления.
Консорциум (consortium) – временное договорное объединение фирм (фирм, банков, правительств) для осуществления конкретных экономических программ; для совместного проведения финансовых операций.
Концерн (concern) – вид монополистического объединения, в котором сохраняется формальная самостоятельность участников, но доминирует одна или небольшая группа фирм.
Кооператив (cooperative society, co-operative. Co-op) – добровольное объединение граждан (в РФ – не менее 5 участников) для совместного ведения хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии его членов, использовании собственного или арендованного имущества. "Классический кооператив" – некоммерческая организация, созданная, в первую очередь, для оказания взаимопомощи её участникам (например, потребительские кооперативы).
Корреляция (correlation) – зависимость между экономическими явлениями и процессами, из которой неясно – какая экономическая переменная является причиной, а какая – следствием развития событий.
Коэффициент перекрестной эластичности предложения (coefficient of cross-elasticity of supply) – частное от деления процентного изменения величины предложения одного товара на процент изменения цены на другой товар.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса (coefficient of cross-elasticity of demand) – частное от деления процентного изменения величины спроса одного товара на процент изменения цены другого товара.
Коэффициент ценовой эластичности предложения (coefficient of price-elasticity of supply) – частное от деления процентного изменения величины предложения на процент изменения цены.
Коэффициент эластичности спроса по доходу (coefficient of income-elasticity of demand) – частное от деления процентного изменения величины спроса на процент изменения дохода.
Коэффициент ценовой эластичности спроса (coefficient of price demand elacticity) – результат деления процента изменения величины спроса на процент изменения цены товара. Выражает степень чувствительности спроса к изменениям цены или (Ed= (изменение спроса/изменение цены)* 100%= (Qi-Qo/ Qo) / (Pi-Po/ Ро)).
Краткосрочный период в деятельности фирмы (short-run period) –период, в течение которого производители продукта в состоянии изменить какую-то часть применяемых ресурсов, но не все (положение на рынке при этом не меняется).
Кривая "доход-потребление" (income-consumption curve) – связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода; кривая показывает, как потребительский набор, состоящий из двух позиций, изменяется в зависимости от дохода.
Кривая Лоренца (Lorenz curve) – графическая модель, иллюстрирующая распределение дохода в экономике; кривая, каждая точка которой показывает связь между суммарным процентом семей – получателей дохода (по оси абсцисс) и суммарным процентом доходов (по оси ординат).
Кривая Филлипса (Phillips curve) – графическая интерпретация связи между уровнем безработицы (по оси абсцисс) и годовым темпом уровня цен (инфляции) (по оси ординат) при прочих равных условиях.
Кривая безразличия (indifference curve) – кривая, показывающая различ-ные комбинации двух продуктов, имеющих одинаковое потребительское значение или полезность для потребителя.
Кривая Лаффера (Laffer's curve) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100-процентной), при которой налоговые поступления достигают максимума. Согласно практике оптимальная величина налоговой ставки – не более 30-40%.
Кривая предложения (supply curve) – графически показывает количество предлагаемого товара при каждом определенном уровне цен на него.
Кривая спроса (demand curve) – графически показывает величину спроса на товар для каждого уровня его цены.
Кривая трансформации (transformation curve) (производственных воз-можностей – production possibility curve) – кривая, характеризующая сущность экономического выбора в условиях полного использования резервов экономических ресурсов (например, в условиях экономики полной занятости).
Лидерство в ценах (price leadership) – ситуация, когда, повышение или понижение цен доминирующей фирмой на олигопольном рынке, называемой ценовым лидером, поддерживается всеми или большинством фирм на рынке.
Ликвидная ловушка (liquidity trap) – ситуация, в которой, согласно кейнсианской теории, оказывается экономика во время глубокой депрессии, когда население имеет так много денег по сравнению со своими потребностями, что любое увеличение денежной массы не приводит к снижению процентных ставок.
Лицензия (license) – разрешение, выдаваемое государством на проведение некоторых видов деятельности, включая внешнеторговые операции (ввоз и вывоз товаров; предоставление права использовать защищенные патентами изобретения, технологию).
Личный полученный доход (PI, personal income) – сумма доходов гражданина, состоящая из заработков и других поступлений (проценты, пенсии и т.п.). НД – вычеты (налоги на прибыль, нераспределенная прибыль, взносы на социальное страхование) + социальные трансферты.
Личный располагаемый доход (DI, domestic income) – личный полученный доход за минусом подоходного налога и др. неналоговых платежей государству; личный располагаемый доход используется на потребление и сбережения.
Логически ошибочное построение "post hoc, ergo propter hoc" (logically mistaken structure) – логическая ошибка, согласно которой неверным считается утверждение о том, что "после этого, следовательно, по причине этого". Иначе говоря, это неправильное допущение, согласно которому, если одно событие предшествует другому, первое обязательно служит причиной вго-рого.
М0(money aggregates) – наличные деньги в обращении (монеты и банкноты).
М1 (money aggregates) – узкое определение денежного предложения; металлические и бумажные деньги, а также чековые вклады, не являющиеся собственностью федерального правительства, центральных банков или депозитных учреждений.
М2(money aggregates) – более широкое определение денежного предло-жения: равно М 1 плюс нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (менее 100 тыс. долларов).
М3 (money aggregates) – ещё более широкое определение денежного предложения; равно М 2 плюс крупные срочные вклады (100 тыс. долларов и более).
Маклер (broker) – посредник при заключении сделок на фондовых и торговых биржах, совершающий сделки за счет клиентов и получающий оплату в виде комиссионных. В ряде случаев работник биржи, ответственный за проведение торгов в определенной торговой секции.
Макроэкономика (Macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику в целом с использованием совокупных (общих, агрегированных) макроэкономических показателей, таких как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД) и т.д.
<