Задание для домашней работы
Выполненное задание необходимо сдавать на проверку в письменном виде до начала семинарского занятия.
№ варианта | Задания (5 баллов) | |||||
Основные термины и понятия (1 балл) | Задачи и упражнения (по 1 баллу) | Тесты (по 1 баллу) | ||||
тема | тема | тема | тема | тема | тема | |
15, 30 | ||||||
2, 11, | ||||||
18, 26 | ||||||
4, 27 | ||||||
5, 23 | ||||||
6, 21 | ||||||
7, 13, | ||||||
8, 22 | ||||||
9, 16, | ||||||
10, 14, | ||||||
20, 29 | ||||||
12, 17, | ||||||
3, 28 | ||||||
1, 25 | ||||||
19, 24 |
Тема 8 Совокупный спрос и совокупное предложение
Количество часов аудиторной работы – 6 часов.
Самостоятельная работа – 2 часа.
Программные требования:
Совокупный спрос. Сущность совокупного спроса и его отличие от индивидуального спроса. Кривая совокупного спроса. Ценовые (эффект процентной ставки, эффект богатства, эффект импортных закупок) и неценовые факторы спроса; их влияние на кривую совокупного спроса.
Совокупное предложение и его кривая. Ценовые и неценовые факторы совокупного предложения. Совокупное предложение в коротком и долгом периоде. Кейнсианская и неоклассическая трактовка поведения совокупного предложения. Кейнсианский, промежуточный и классический отрезки кривой совокупного предложения.
«Совокупный спрос - Совокупное предложение» (AD-AS) как модель экономического равновесия. Равновесные цены и равновесный уровень производства. Механизм достижения равновесия на отдельных отрезках кривой совокупного предложения. Изменения в равновесии, вызванные шоками совокупного спроса, шоками совокупного предложения.
План практического занятия
1. Совокупный спрос, его ценовые и неценовые факторы.
2. Совокупное предложение, его классическая и кейнсианская модели.
3. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение».
Индивидуальные задания
1. Долгосрочное макроэкономическое равновесие и его факторы.
2. Классическая модель макроэкономического равновесия и возможности ее реализации в современной экономической политике государства.
3. «Шоки» спроса и предложения и стабилизационная политика государства.
Самостоятельное изучение разделов темы.
1. Оценка итогового эффекта действия неценовых факторов на совокупный спрос и совокупное предложение.
2. Объяснение формы кривой совокупного предложения на основе анализа рынка труда.
3. Причины относительной «жесткости» номинальных величин в коротком периоде.
4. Возможности корректировки цен в реальной экономике.
5. Совмещение классической и кейнсианской моделей совокупного предложения.
Кейс 8.1 Великая депрессия: динамика цен и реальный выпуск
Кейс 8.2 «Горячая Хакассия-2015»: шоки лесных пожаров
Кейс 8.3 Санкции и антисанкции: последствия для экономики России
Литература.
Базовый учебник:
1. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова, И.А. Ким, С.Ф. Серегина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – гл. 3.
Основная литература:
1. Основы макроэкономики: учеб. пособие / Е.А.Давыдова, С.Ф.Серегина, Л.В.Солдатова и др.: НИУ ВШЭ. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 320 с. – гл. 4.
2. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В.Аносова, И.А.Ким, С.Ф.Серегина и др. : под ред. С.Ф.Серегиной. – М. : Изд-во Юрайт, 2015. – 174 с. – гл.3.
Дополнительная литература:
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В.Ломоносова. – 6-е изд. – М: Изд-во «Дело и Сервис», 2004. – 448 с. – Гл. 4.
2. Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс: Экспресс-курс/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – Гл. 20.
3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд. – М: Дело, 2002. – 472 с. – Гл. 1.3, с. 24-30.
4. Кругман П., Веллс Р., Олни М. Основы экономикс: Учебник для вузов/ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2011. – Гл. 16, С. 674-727.
5. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 4-е изд. Пер. с англ. А.Смольского, О.Табеловой. - СПб.:Питер, 2009. - 672 с. – Гл. 23, 24.
Литература к кейсам:
1. Долан Э. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 1991. – с.294
Проблемные вопросы для обсуждения
8.1. Как можно представить уравнение кривой совокупного спроса? Чем объясняется ее отрицательный наклон?
8.2. Почему с кейнсианской точки зрения кривая совокупного предложения будет горизонтальной линией?
8.3. Почему долгосрочная кривая совокупного предложения вертикальна? Каков механизм поддержания полной занятости в экономике в долгосрочном периоде?
8.4 Какое влияние окажут следующие факторы на положение кривых совокупного спроса и совокупного предложения?
а) снижение уровня процентной ставки;
б) рост ставок подоходного налога;
в) увеличение предложения денег в экономике;
г) появление новых технологий;
д) рост уровня заработной платы;
е) рост цен на энергоносители;
ж) уменьшение расходов на оборону;
з) рост государственных расходов на охрану здоровья.
8.5. Покажите на графиках влияние шоков совокупного спроса и совокупного предложения:
а) В стране несколько иностранных фирм запустили в действие большие заводы;
б) С целью уменьшения инфляции правительство повышает ставку налога на недвижимость;
в) Правительство провозглашает «войну с бедностью». Увеличиваются расходы на образование, охрану здоровья, обеспечения потребностей бедных слоев населения.
8.6. Покажите на графиках изменение равновесного уровня цен и равновесного объема производства для каждой ситуации:
а) Принят закон про сокращение налогов для среднего класса;
б) С целью сбалансированности бюджета правительство увеличивает ставки налогов и уменьшает трансфертные платежи;
в) Открытие новых газовых месторождений вызывает снижение цен на газ.
8.7. В чем проявляется связь денежного рынка с рынком ценных бумаг? Какое влияние эта связь оказывает на равновесие рынка?