Ее рецензирование и защита
Рецензия на курсовую работу оформляется закрепленным от кафедры научным руководителем письменно, на отдельном листе и с объективным отражением всех научно-методических и практических достижений ее автора, с обязательной оценкой личного вклада автора в результаты работы.
Все указания рецензента на ошибки, а также его замечания и предложения отмечаются в отзыве научного руководителя. При необходимости руководитель может рекомендовать студенту устранить отмеченные недостатки или выполнить дополнительное задание, связанное, например, с разработкой не включенных в план курсовой работы теоретических вопросов. В этом случае сделанные студентом изменения и дополнения прилагаются к курсовой работе отдельно, после подписанной руководителем рецензии.
При подготовке к защите курсовой работы студент должен внимательно ознакомиться с рецензией и указаниями руководителя, подготовиться к ответу по существу па нее основные вопросы исследованной темы, а также на вопросы, связанные с замечаниями по тексту.
Защита курсовой работы осуществляется студентом публично в учебной группе. При этом основная педагогическая цель публичной зашиты заключается в развитии навыков подготовки и выступления студентов в профессиональной аудитории, умении кратко излагать главные результаты своего исследования, аргументировано участвовать в дискуссии. В конечном итоге достигается повышение ответственности студентов за свою работу, стимулируется активное овладение проблематикой темы исследования.
Во время индивидуальной защиты необходимо в течение 5 - 10 минут раскрыть основное содержание выполненной работы, обосновать свою точку зрения по важнейшим проблемам тематики исследования, ответить на сделанные в рецензии замечания и вопросы. В обсуждении курсовой работы активное участие должны принимать все студенты учебной группы. В конце обсуждения студенту предоставляется заключительное слово для ответа на поставленные вопросы и замечания.
По результатам публичной защиты курсовых работ руководителем выставляется оценка.
Студенты, не предоставившие курсовые работы в установленный срок или не защитившие их по неуважительным причинам, не допускаются к экзаменационной сессии
По окончании публичной защиты и оценки курсовые работы вместе с рецензией передаются на кафедру для использования в учебной, методической и научной работе. По желанию студентов с работы могут быть сняты копии для использования в практической деятельности или при написании дипломного проекта.
Научно-методический уровень и учебно-методическое значение курсовой работы оценивается по четырехбальной системе. При этом профессорско-преподавательский состав кафедры руководствуется следующими критериями:
-оценка «отлично»: за работу, в содержательной части которой автором полностью рассмотрены теоретические проблемы по тематике исследования, проведен самостоятельный теоретический анализ собранного фактологического материала, получены самостоятельные выводы и на их основе предложены реальные пути формирования проекта для экономического субъекта или совершенствования экономической политики государства. Оформление работы должно строго соответствовать требованиям настоящих методических рекомендаций по написанию и итогам публичной защиты.
-оценка «хорошо»: за работу, полностью и всесторонне освещающую вопросы темы, в которой достаточно глубоко проведены исследования фактологического материала, изучено большое количество литературных источников и нормативных актов.
При этом автором проявлено определенное творчество и самостоятельность в исследовании, работа правильно оформлена.
-оценка «удовлетворительно»: за работу, в которой предпринята попытка исследовать правильно определенную проблему, и достигнуты некоторые положительные результаты. При этом автором допущены ошибочные подходы в толковании отдельных вопросов. Использованы нерепрезентативные выборки статистических данных, слабая фактологическая аргументация выводов и предложений. Однако проявлена самостоятельность в избрании путей и методов исследования экономических субъектов, не допущено грубых ошибок в оформлении и при защите работы.
-оценка «неудовлетворительно»: за работу в том случае, когда не выполнены требования по ее написанию и защите; допущены грубые теоретические ошибки, выводы не аргументированы, не использован фактологический материал, оформление небрежно, указания руководителя не выполнены, налицо факты плагиата и компиляции и т. д. Имеется поверхностное описание отдельных примеров из общеизвестных литературных источников.
Темы курсовых работ по дисциплине «МАКРОЭКОНОМИКА»
Студенты выбирают тему согласно предпоследней цифре в зачетной книжке, в любом из вариантов, т.е. каждому студенту представляется на выбор две темы.
ВАРИАНТ № 1
1. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях.
2. Теории инфляции и их эволюция.
3. Инфляция и ее социально-экономические последствия.
4. Особенности протекания инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика.
5. Количественная теория денег и ее эволюция в монетарных концепциях.
6. Кредитная система: место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков.
7. Центральный банк и его регулирующая роль в кредитно-денежных отношениях.
8. Теории безработицы и их эволюция.
9. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления.
10. Виды безработицы, формы их проявления и специфика проблемы занятости в России.
11. Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры.
12. Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России.
13. Динамика ВВП России и ВНП США и изменение их структуры в XXI в.: сравнительный анализ.
14. Совокупный спрос и совокупное предложение и различные модели макроэкономического равновесия.
15. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия и возможности ее использования применительно к российской экономике.
16. Классическая модель макроэкономического равновесия и современные ее модификации.
17. Инвестиции как источник экономического роста.
18. Сравнительный анализ марксистской, кейнсианской и классической моделей экономического роста.
19. Поиски путей формирования российской модели социально-экономического развития страны.
20. Цикличность экономического развития: ее природа и методы антициклического регулирования.
21. Структурная и инвестиционная политика государства в переходной экономике России.
22. Государственное регулирование экономики: современные тенденции.
23. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства.
24. Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы.
25. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты.
26. Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития.
27. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики.
28. Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности.
29. Налоговая система России и основные направления ее совершенствования.
30. Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации.
31. Проблемы сочетания экономической (рыночной) и социальной справедливости.
32. Современные тенденции международной миграции капитала и проблемы его бегства из России.
33. Противостояние модели «общества потребления» и модели устойчивого развития.
34. Макроэкономическая статика и динамика.
35. Модели динамики инфляции и безработицы.
36. Государственный долг и накопление частного капитала.
37. Государственный долг как опцион.
38. Инвестиции и реальный экономический рост.
39. Инвестиции и оптимальное потребление, долгосрочное равновесие.
40. Экономические циклы ожидания, рыночный риск и его компенсация.
41. Исследование макроэкономических траекторий.
42. Основное арбитражное уравнение финансового рынка.
43. Модели финансовых "пузырей".
44. Политики центрального банка в моделях инфляционного целеполагания и ограничения кредитной эмиссии.
45. Марковские свойства стохастического процесса сеньоража.
46. Стохастические модели исследования динамики госдолга в переходной экономике.
47. Особенности макроэкономической модели открытой экономики переходного периода
48. Глобализация: альтернативные направления развития.
8. Рекомендуемая литература
Основная:
1.Курс экономической теории: учебник-5-е исправленное и переработанное изд под общей ред. проф. Чепурина М.Н..-Киров: «АСА»,2006 г.-831 с.
2. Вечканова Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник для вузов 3-е изд., перераб., -СПб.: Питер, 2009.г-560 с.
Дополнительная:
1.Лоскутов В. И. Принципы фундаментальной экономической теории-политической экономии.- СПб.: Астерион, 2007. -186 с.
2.Экономическая теория:Учебник/Под ред.А.И.добрынина,Л.С.Тарасевича.-3-е изд.,доп. и испр.-СПб.:Питер, 2002.- 544с.
3. Михайлушкин А.И. Экономика:Учебник.-М.:Высш. шк.,2001.-399 с.
2. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник/ В.Я Иохин.-М.: Экономистъ, 2007.стр.715-807