ХХ. Программа создания гармонично благополучной территории (Ладземли)
1. Ладземля представляет собой гармонично организованную территорию, в рамках которой реализована высокоэффективная, экономически и социально сбалансированная и нравственная структура. Ладземлёй может быть город, область, регион и даже целая страна. По законам Ладземли может быть организована достаточно крупная хозяйственная структура. Получаемые закономерности являются универсальными и могут применяться не только в России, но и в любом другом государстве мира.
2. В Ладземле хозяйственные организации рассматриваются не как каждое в отдельности, но в виде части системы, комплекса. Совершенствование производства представляет собой не цель, а средство достижения достойной жизни всего населения. Успеха предполагается достигать путём реализации позитивных качеств как разделения, так и кооперации труда. При этом оптимизируется не только производство, но и потребление.
3. Главные результаты предполагается получать не с помощью инвестиций, а путём использования собственных природных и человеческих ресурсов, не только привлечением новейших технических достижений, но в первую очередь усовершенствованием организации труда и управления производством.
4. Для реализации Программы предстоит решить следующие задачи:
· создать Центр управления как основу аналитического, информационного и административного управления Ладземлёй;
· разработать и внедрить систему внутреннего денежного обращения, с помощью которой будет ликвидирован недостаток оборотных средств и дефицит финансовых ресурсов для гармоничного развития территории, всех расположенных на ней предприятий и организаций. В результате появятся дополнительные ресурсы для реализации мероприятий Программы;
· организовать на предприятиях Ладземли обучение, пропаганду и реализацию новой системы учёта и распределения доходов, повышающую заинтересованность работающих в конечных результатах. Тогда в значительной мере увеличится производительность труда, оптимизируется структура предприятий, возрастёт эффективность использования ресурсов (финансовых, природных, трудовых и интеллектуальных). Уменьшится противоречие между трудом и капиталом, зарплата будет зарабатываться, а не выбиваться путём борьбы и торга;
· внедрить разработанную Налоговую систему Ладземли, повышающую заинтересованность граждан в оплате налогов. При этом налоги уже перестанут служить инструментом безвозмездного изъятия доходов для исполнения государством своих функций, как в нынешней системе, а превратятся в способ оплаты налогоплательщиками собственных общественных и коллективных потребностей. Ликвидируется дефицит денег для решения социальных и бытовых проблем, улучшится деятельность органов администрации и местного самоуправления;
· осуществить ступенчатые выборы глав представительных и исполнительных органов, произвести реорганизацию административного управления экономикой и социальным развитием территории;
· создать Комитет по ценам Ладземли и осуществлять рациональную ценовую политику. При этом свободная конкуренция сохранится только при продаже товаров, на которые имеется реальная конкуренция, и лишь в той мере, в которой она полезна. В результате рыночные отношения станут разумно регулироваться и начнут приносить реальную пользу;
· будут разработаны и внедрены комплексные проекты гармонизации Ладземли.
5 . Источниками инвестиций при построении Ладземли могут служить:
· целевые средства регионального, городского и государственного бюджетов, выделяемые для поддержки проводимой реформы;
· некоторая часть налоговых отчислений, которые в настоящее время платятся территорией в региональный и государственный бюджеты, но будут перенаправлены для исполнения мероприятий Ладземли;
· оплата предприятиями предоставленных им кредитов в виде платёжных векселей для формирования их оборотных ресурсов;
· амортизационные отчисления предприятий;
· ценные бумаги в виде облигаций и займов Ладземли, местных органов и отдельных предприятий;
· сбережения населения и организаций;
· целевые налоговые поступления организаций и частных лиц на осуществление реформы;
· краткосрочные кредиты и инвестиции, по мере надобности поступающие в Ладземлю от отечественных и зарубежных кредиторов и инвесторов.
6. Из проектов, предлагаемых отдельными предприятиями Ладземли, в качестве приоритетных следует выбирать такие, которые:
· дают возобновляемые ресурсы;
· способствуют реализации специфических преимуществ Ладземли;
· затрагивают большую часть населения;
· реализуют уже имеющиеся достижения, организационные методы, научные, технические и образовательные программы;
· внедряют новейшие знания и результаты, способные произвести прорыв в области технологии, механизмов, оборудования и организации;
· направлены на воспитание подрастающего поколения, улучшение здоровья населения, решение экологических проблем;
· требуют меньших инвестиций, но дают больший коллективный эффект, быстрее окупаются. В которые предприятия, предлагающие их, сами вкладывают средства.
7. Разработать и реализовать комплекс целевых проектов. Среди них отметим следующие программы, которые актуальны для любых территорий и могут исполняться как путём стихийного, рыночного регулирования, так и разумного, административного управления:
a) привести в надлежащий порядок всю производственную и бытовую инфраструктуру территории: дороги, связь, коммуникации, службы эксплуатации и ремонта;
b) повысить образовательный и профессиональный уровень рабочей силы путём улучшения качества подготовки школьников, студентов, рабочих и служащих, переподготовки инженерно-технических работников;
c) стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки, направленной на реализацию специфических преимуществ Ладземли, на увеличение конкурентоспособности её производства и выпуск наукоёмкой продукции;
d) улучшить экологическое состояние территории путём организации производственных комплексов, в которых отходы одних производств превращаются в сырьё для других. Стимулировать применение природоохранных технологий, способствующих экономному расходованию природных богатств и повышению экологической безопасности населения;
e) повысить эффективность деятельности предприятий добывающей отрасли, способствуя углублённой переработке сырья и вводя специальные налоги на вывоз товаров с низкой степенью обработки;
f) осуществить комплекс мероприятий по развитию строительной индустрии Ладземли, по производству строительных материалов и средств механизации, обеспечивающих повышение качества работ, рост производительности труда и на этой базе – удовлетворение потребности населения в жилье, в производственных, культурных и социальных сооружениях;
g) организовать деятельность предприятий машиностроения, производство современной техники, способствующей крупной, малой и средней механизации работ, выполняемых предприятиями Ладземли;
h) усовершенствовать систему оптовой и розничной торговли с целью сокращения непроизводительных расходов, освоения автоматизированных складских комплексов, современной логистики;
i) содействовать развитию здравоохранения, фармакологии, физкультуры и спорта, которые позволяют повысить продуктивные качества человеческого труда, улучшить психическое, физическое и физиологическое здоровье населения. Реализовать комплекс мер по защите материнства и детства, повышению рождаемости, сокращению смертности;
j) осуществлять скоординированную социальную политику Ладземли путём гармоничного сочетания интересов всех слоёв населения, национальных образований и профессиональных объединений, создания новых и усовершенствования работы существующих структур социального обеспечения граждан;
k) стимулировать решение продовольственной и иных проблем населения Ладземли;
l) осуществить комплекс мер по развитию и обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства и всех его служб;
m) повысить уровень безопасности населения Ладземли от криминальных элементов, техногенных и социальных катаклизмов;
n) способствовать повышению культуры и нравственности населения как основы воспитания подрастающего поколения, роста её продуктивных возможностей и созидательной активности;
o) осуществлять взвешенную политику по информационному обеспечению населения Ладземли, способствующую подъёму культуры, нравственности и улучшению морального климата в обществе;
p) осуществлять действия, направленные на демафизацию экономики и социальных отношений на территории Ладземли, обеспечивающие повышение безопасности и продуктивности деятельности любого человека, проживающего на её территории;
q) способствовать развитию туристических и культурных комплексов территории, сбережению исторических и национальных памятников;
r) решать другие, актуальные для территории проблемы.
8. При этом первая фаза Программы создания Ладземли рассчитана на 2 года с начала её проведения. Она включает в себя 3 этапа. На первом из них, длительностью примерно 6 месяцев, предполагается осуществить требуемые подготовительные мероприятия: создать Центр управления, обучение персонала, начать восстановление и развитие производства, внедрение системообразующих мероприятий; решение организационных и финансовых проблем.
В течение последующих 6 месяцев будут завершены организационные и системообразующие мероприятия, подготовлена база для внедрения намеченных комплексных планов и проектов. Третий этап предполагается осуществить за оставшийся год. В этот срок намечается воплотить в жизнь комплексные планы становления Ладземли или того их числа, которые будут приняты к реализации. При этом объём требуемых ресурсов и конкретные проекты будет уточняться в процессе исполнения Программы.
9. Пилотный проект данной Программы может быть отлажен на любой достаточно крупной территории, даже проблемной, с тем, чтобы её результаты могли лечь в основу построение Ладземли на других территориях и во всём государстве как целом.
10. В результате выполнения запланированных мероприятий:
a) Ладземля превратится в гармонично благополучную территорию, в которой будет скоординирована деятельность всех производственных и социальных структур. Предприятия получат нужные оборотные средства, начнут работать и получать доходы в полном соответствии со своими конкурентными возможностями. А люди начнут своевременно получаться зарплаты, пенсии и пособия.
b) Изменятся производственные отношения. В их основу будет заложен принцип совмещения интересов индивидуумов, коллективов и общества, при реализации которого извлекать доход, нанося ущерб государству и людям, станет невозможно. Оплата труда будет соответствовать создаваемой человеком стоимости, работающий сделается лично заинтересованным в конечных результатах производства вне зависимости от должности, которую он занимает. А поэтому исчезнет непримиримое противоречие между хозяевами частной собственности и наёмными работниками. Это позволит реализовать все возможности предприятий и работающих на них коллективов.
c) Деньги перестанут быть безответственными инструментами бизнеса, исчезнет их дефицит для исполнения любых прогрессивных действий. Они уже не будут хозяевами людей, а превратятся в их надёжного слугу. Их невозможно будет использовать не по назначению, украсть, вывезти за рубеж.
d) Налоговая система утратит свои чисто фискальные функции и сделается одним из наиболее продуктивных инструментов управления экономикой и всей жизнью территории. Производственная администрация перестанет финансироваться бюджетом, начнет сама зарабатывать средства на своё содержание. Повысится эффективность расходования бюджетных денег на удовлетворение коллективных и общественных потребностей населения. В результате администрация утратит исторически присущие ей качества бессистемности и низкой продуктивности, перестанет работать преимущественно на себя. Начнёт подчиняться рыночным реалиям, и в то же время будет сама управлять рынком. Данное обстоятельство резко повысит эффективность всех форм управления в Ладземле.
e) По мере исполнения изложенного социальная атмосфера в Ладземле начнёт выправляться. Появятся средства не только для технологического перевооружения предприятий, но и для решения социальных проблем. Ресурсы, идущие на их разрешение, будут расходоваться с существенно большей отдачей, чем в настоящее время. Внедрение намеченных инновационных проектов позволит осуществить техническое перевооружение предприятий Ладземли, осуществлять лучшую эксплуатацию её ресурсов и более рационально использовать рабочую силу, привлекать инвестиции.
f) Реализация прогрессивных производственных отношений проявится во взаимодействии человека с окружающей средой. Это сделает экономически оправданным внедрение безотходных технологий, даст возможность оздоровить ареал проживания человека.
g) Предполагается, что после реализации намеченных мероприятий уже через два года состояние дел в Ладземле поменяется кардинально. Реальная экономика в ней заработает, безработица исчезнет, территория оживёт, а жизненный уровень населения повысится по крайней мере на 50% с прогрессирующим его ростом в последующие годы. Но главное, у людей появится надежда, уверенность в своих силах и в светлое будущее, без которых возрождение никакого государства и общества невозможно.
Основные труды автора
1. Чабанов В.Е. «Альтернативный путь реорганизации экономики», СПб, 1993 г. 92 с.;
2. Чабанов В.Е. «Проблемы и пути реорганизации экономики России», СПб, изд. «Олбис», 1997, 242 с.;
3. Чабанов В.Е. «Экономика XXI века или третий путь развития», СПб, изд. БХВ, 2007, 735 с.
4. Чабанов В.Е. «Введение в фундаментальную экономику», СПб, изд. Политехнического университета, 2010, 296 с.
5. Чабанов В.Е. «Начала фундаментальной экономики», М: изд. «Экономика», 2011, 182 с.