Тема 54. РАВНОВЕСИЕ НА ДЕНЕЖНОМ РЫНКЕ
1. Спрос на деньги. Деньги необходимы, как минимум, для покупки товаров и оплаты услуг, а также для накопления их в качестве запаса. Эти исходные факторы и формируют спрос. Альтернативой деньгам на рынке выступают облигации и другие финансовые активы, поэтому, если эти неденежные активы принесут их владельцам больший процент, чем деньги, то население будет предпочитать покупку облигаций. Выгода владения деньгами, по сравнению с вложением их в ценные бумаги, заключается в следующих мотивах:
– трансакционный мотив: деньги нужны для текущих расчетов в экономике;
– спекулятивный мотив: деньги могут потребоваться для покупки тех же облигаций при благоприятных условиях;
– мотив предосторожности связан с риском потери капитала.
В целом людям свойственно ценить ликвидность денег, сравнивая свои предпочтения с динамикой процентной ставки. Кроме того, по мере роста доходов населения увеличиваются и цены, а значит, требуется больше денег для обслуживания экономики.
Спрос на деньги – количество денег, которые домохозяйства и фирмы желают иметь в своем распоряжении в зависимости от имеющегося у них дохода и процентной ставки.
Изменение процентной ставки приводит к скольжению величины спроса вдоль кривой МД, и чем она выше, тем меньшее количество денег остается у населения и, следовательно, тем с большей скоростью они должны обращаться, чтобы обслужить большее количество сделок. Изменение дохода населения ведет к сдвигу кривой МД вправо или влево (рис. 54.1).
Рис. 54.1. Спрос на деньги
МД – спрос на деньги.
2. Предложение денег – это количество денег, выпущенных в обращение Центральным банком страны.
Если спрос формируется свободно на рынке в зависимости от потребностей населения в деньгах, то предложение всегда задается банковской системой государства (рис. 54.2).
Рис. 54.2.Предложение денег Центральным банком страны
MS – предложение денег.
На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора:
– размер денежной которую формирует Центробанк страны;
– соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы;
– коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки.
3. Равновесие на денежном рынке.
Рис. 54.3.Равновесие на денежном рынке
MS – предложение денег;
MD – денежная масса.
В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3)
Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).