Французский солидаризм и немецкий катедер-социализм
Виднейший представитель первого течения Ш. Жид (1847—1932) писал: «Социальная экономия имеет дело не с абстрактными понятиями, а с действительностью, с интересами живых людей; она рассматривает преимущественно добровольные (или по крайней мере считаемые таковыми), договорные и санкционированные законами отношения, которые люди завязывают между собой, с целью облегчить условия существования, обеспечить себя на будущее время, вве-ciH справедливость более высокого порядка, чем та, которая имеет синей эмблемой купеческие весы; она не верит, чтобы свободная игра естественных сил, индивидуальная доброта и неопределенное чело-исколюбие были достаточными для того, чтобы сделать людей более счастливыми, и для достижения этой цели считает необходимой доб-ронольную, рациональную организацию»4. Стремление противостоим, крайностям капитализма сочеталось у него с поиском путей решения социальных проблем, причем на основе некоторого социального консенсуса в рамках существовавшей политической системы.
Некоторые представители социальной экономии видели в доб-(ииюльных ассоциациях трудящихся сознательную реализацию прин-
'ЖидШ. Указ. соч. С. 4-5.
ципа солидарности, который воспринимался в качестве естественно го закона, не менее важного, чем принцип индивидуализма и конку рентности. Закон солидарности проявляется, по их мнению, в разде лении труда, обмене, в том числе и в передаче навыков последующим поколениям. На нравственно-философском уровне идея солидарности связывалась с осознанием глубокой взаимозависимости лю-Л дей и, следовательно, признанием ответственности за чужие беды несчастья, с одной стороны, и осознанием опасности чужих несчастий для самих себя — с другой. Речь идет, таким образом, и о более! широком понимании личных интересов как неотделимых от интерс сов других людей. На уровне практики вопрос состоял в том, как направить и организовать это стремление к солидарности, сделать ею нормой жизни.
Ш. Жид стремился примирить два казавшихся до тех пор непримиримыми движения: кооперативное и социалистическое — под знаменем экономической свободы; он полагал, что объединения трудящихся дадут возможность, не прибегая к чрезмерному вмешательству государства и разрушительным действиям, уменьшить степень эксплуатации, прежде всего потребителей и мелких производителей, и выработать навыки экономической жизни, которые могут обеспечить непрерывность хозяйственного процесса даже в том случае, если произойдет социалистическая революция. При этом первостепенную роль он отводил именно потребительской кооперации как продемонстрировавшей наибольшую устойчивость и даже экспансию по сравнению с другими типами кооперации — производительными объединениями5.
Но здесь важен и еще один аспект — идеологический. Обращение к такой группе, как потребители, которая охватывает все общество, позволяло, наконец, отойти от классового принципа, и тем самым принцип потребительской кооперации приобретал идеологический смысл. Речь шла об идеологии нового третьего сословия: трудящихся, наемных работников и мелких буржуа (предпринимателей), которые в будущем и стали тем, что сегодня понимается под средним классом — этой опорой современного развитого демократического общества.
В отличие от социализма, видевшего причины социальных бедствий, прежде всего социального и материального неравенства, в частной собственности и потому предлагавшего начать с ее упраздне
5 Как отмечал Ш. Жид, потребительские общества часто демонстрирую: экспансионистские устремления, стремясь заменить производственные ю-варищества (Жид Ш. Различные формы кооперации. М., 1917 С. 19—21)
1G4
мм i, социальная экономия в целом и направление солидаризма в ча-i шчети не ставили вопрос о ликвидации частной собственности, ско-1« i напротив — симпатии представителей этого направления были на i 11 >|>оне частных собственников, прежде всего мелких.
11ссколько в ином направлении идеи социальной экономии раз-
■ши.ишеь в Германии. Если во Франции идеи солидарности прояви-
1ч .» активизации кооперативного движения, различного рода доб-
: пьных организаций граждан, то в Германии роль преобразовате-
оциальной жизни была отведена государству. Главными для со-
1ьного направления, утвердившегося в Германии в последней тре-
IX в. и получившего название катедер-социализма, было требо-
ie социальных реформ. Эти цели были сформулированы видным
"I 1ставителем исторической школы Густавом Шмоллером в 1872 г.
"I i учреждении «Союза социальной политики», в который вошли все
|| ч ч:тные немецкие экономисты. Не без влияния этого союза в 80-е
i Германия оказалась лидером в развитии системы социального
\ования.
При общности принципиальных позиций внутри этого направ-ш существовали различные течения. Правое крыло, или этичес-1счение, которое представляли Шмоллери Шёнберг, особую роль щило сильному патерналистскому государству, которое должно >лько обеспечивать социальную защиту рабочих, но и ограничи-свободу рабочих союзов. Представители этого направления с
> фением относились к самодеятельным организациям трудящих-
их деятельности, особенно в условиях низкого образовательного
шя трудящихся, поэтому их вполне устраивала социальная поли-
i германского правительства. Что же касается теории и методоло-
го, как отмечается в главе 41, именно Шмоллер выступил про методологии, предложенной австрийской школой, и тем самым юлжил борьбу старой исторической школы не только с абстракт-и:дуктивным методом классиков, но и с их социально-философ-лп идеями.
Представители другого крыла — так называемого государстввн-гоциализма (А. Шеффле, А. Вагнер, Л. Брентано) в практичес-плане высказывались за более радикальные реформы, но в то 1|>смя их представления о хозяйстве можно обозначить как бо-ипоралистические в том смысле, что в них проявилось влияние сической школы. Так, Вагнер полагал, что современное хозяй-
> покоится на трех хозяйственных принципах: частнокапитали-
icckom, в основе которого лежит частный интерес, обществен-
■ I" ^>чяйственном, определенном общим интересом значительной
социальной группы, и благотворительном, выражающим альтруистический мотив. Задача социальной политики, по мнению Вагнера, состоит в соединении этих принципов. Однако он не верил в возможность на теоретическом уровне определить наилучшее их сочетание как некий закон, хотя и полагал, что существует тенденция усиления общественно-хозяйственной системы, причем в ее принудительном варианте — государственного хозяйства. Вагнер отрицал безусловный и неограниченный характер частной собственное ти и рассматривал ее с инструментальных позиций, т.е. с точки зрения полезности для общества; он признавал исторически доказанной активную роль государства в определении границ частной собственности, наконец, весьма критически относился к частной собственности на землю.
В рамках этого же течения высказывались и идеи, достаточно близкие к французскому солидаризму. Брентано, воодушевленный опытом британских тред-юнионов, социальные реформы связывал с деятельностью рабочих организаций, действующих в контакте и при поддержке государства. При этом Брентано верил в расширяющееся социальное партнерство между основными социальными классами и делал достаточно оптимистические прогнозы относительно будущего социального развития6.
Представители солидаризма и катедер-социализма в принципе не отрицали частную собственность и не призывали к ее ликвидации Что же касается частной собственности на землю, то идея ее ликвй дации всегда присутствовала в обществе. Еще современник A. Cmj Томас Спенс ставил вопрос о безвозмездной передаче земли в собственность местным общинам и использовании земельной ренты па нужды общества, один из руководителей чартистского движения О'Брайен выступал за изъятие земли в пользу государства при некотором вознаграждении собственникам, наконец, Дж.Ст. Милль поставил под сомнение законность частной собственности и высказался за национализацию земли с выкупом и даже организовал Общество за осуществление земельной реформы. Напомним, что и Л. Валь-рас не был чужд идее национализации. Но в рассматриваемый период идея ликвидации частной собственности на землю ассоциировалась прежде всего с именем американского публициста, общественного деятеля, экономиста Генри Джорджа (1839—1897).
Идею социального партнерства отстаивали и другие известные экономисты, например, Ф. Шульце-Делич (1808—1883), Г. Шульце-Геверниц (1864-1943).