Подготовка к защите ВКР
Проверив ВКР, научный руководитель дает свое разрешение на допуск к защите в форме письменного отзыва. В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, выпускная квалификационная работа не допускается к защите, а руководитель представляет аргументацию своего решения в письменном виде.
Текст отзыва вкладывается в папку ВКР. После этого выпускная квалификационная работа передается кафедрой рецензенту.
В отзыве оценивается работа студента в период написания ВКР, его трудолюбие, умение, подготовленность, знание законов и т.п. Рецензия же содержит оценку непосредственно самой ВКР, анализ ее основных положений, подходов к раскрытию темы, обоснованность выводов и т.п. Более подробно требования университета к содержанию отзыва и рецензии изложены в Памятке научного руководителя и Памятке рецензента (см. прил. И).
В качестве рецензента может выступать специалист, имеющий высшее образование, профиль работы которого соответствует проблематике ВКР.
В рецензии дается характеристика исследования, оценка полноты изложения, отмечаются как достоинства работы, так и возможные недоработки автора.
Как правило, рецензент формулирует замечания по работе и предложения по ее совершенствованию (см. прил. К).
В рецензии указывается место работы и должность рецензента, а его подпись должна быть заверена подписью представителя администрации и печатью организации, в которой работает рецензент. Эти же требования предъявляются к отзыву, если научный руководитель не является преподавателем КамГУ им. Витуса Беринга.
Полностью готовая ВКР вместе с отзывом и рецензией сдается на кафедру для окончательного контроля и получения подписи заведующего кафедрой не менее чем за два дня до начала госаттестации.
Отзыв и рецензия в ВКР не подшиваются.
Подписанная заведующим кафедрой работа и сопровождающие ее документы представляются Государственной аттестационной комиссии в день защиты.
Защита ВКР
Защита ВКР проходит в день заседания Государственной аттестационной комиссии в соответствии с расписанием.
В процессе защиты своей работы студент делает доклад продолжительностью 8-10 минут. Доклад должен быть предварительно подготовлен студентом. Лучшее впечатление производит доклад в форме пересказа, без прочтения текста. Текстом выступления следует пользоваться только для уточнения цифрового материала. Студент должен свободно ориентироваться в тексте своей работы (рекомендации по составлению доклада см. в прил. Л).
В выступлении необходимо корректно использовать демонстрационные материалы, которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада студента.
В докладе рекомендуется отразить:
- актуальность темы;
- цель выпускной квалификационной работы;
- задачи, решаемые для достижения этой цели;
- объект и предмет исследования;
- краткое изложение сути проведенного исследования;
- выявленные недостатки в процессе анализа;
- предложения по устранению недостатков, обращая особое внимание на личный вклад автора, использование математических методов и информационных технологий;
- дальнейшие возможные направления исследований.
Доклад должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые выпускнику университета.
При подготовке доклада следует внимательно ознакомиться с отзывом руководителя и рецензией. Особое внимание следует уделить замечаниям рецензента и подготовиться к ответу на них.
К защите студент готовит презентацию работы (20-25 слайдов). При демонстрации слайдов не следует читать текст, изображенный на них. Надо только описать изображение в одной - двух фразах. Если демонстрируются графики, то их надо назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках. При демонстрации диаграмм обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т.п. Графический материал должен быть наглядным и понятным. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы, должен отражать лишь конкретные выводы.
Требования к презентации изложены в пункте 9 настоящего пособия.
В процессе защиты члены комиссии задают выпускнику ряд вопросов, в основном связанных с темой защищаемой работы. Вопросы протоколируются. Ответы на заданные вопросы должны быть краткими и по существу вопроса.
Итоги работы Государственной аттестационной комиссии подводятся на закрытом заседании, где принимается решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации.
Критерии оценки ВКР
Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Члены Государственной аттестационной комиссии дают общую оценку защите, принимая во внимание ряд факторов:
- обоснованность актуальности исследования, соответствие содержания теме, полнота её раскрытия;
- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и чёткость сформулированных выводов и обобщений;
- чёткость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;
- новизна исследовательской базы;
- владение научным стилем изложения, орфографическая и пунктуационная грамотность;
- объём и анализ научной литературы и источников по исследуемой проблеме;
- соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;
- содержание отзыва руководителя и рецензии рецензента;
- качество устного доклада и презентации работы;
- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.
Оценка «отлично» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, глубокий анализ и критический разбор материала, последовательное изложение текста с соответствующими решениями (предложениями). ВКР имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При её защите студент-выпускник показывает глубокое знание теоретических, методологических и методических вопросов темы; свободно оперирует данными проделанного исследования; вносит обоснованные предложения, без затруднений отвечает на поставленные вопросы. Оформление ВКР полностью соответствует требованиям, изложенным в Положении о квалификационных работах студентов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и в настоящих Методических рекомендациях.
Оценка «хорошо» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую часть, в ней представлен достаточно подробный анализ и критический разбор материала, последовательное изложение текста, но с не вполне соответствующими выводами и обоснованными предложениями. ВКР имеет положительные отзывы научного руководителя и рецензента. При её защите студент-выпускник показывает хорошее знание теоретических, методологических и методических вопросов темы; оперирование данными проделанного исследования; он вносит предложения, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы, но допускает 1-2 несущественные ошибки, которые может сам исправить. Оформление ВКР полностью соответствует требованиям, изложенным в Положении о квалификационных работах студентов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и в настоящих Методических рекомендациях.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за ВКР, которая носит исследовательский характер, имеет теоретическую часть, но содержит поверхностный анализ материала; в ней просматривается непоследовательность изложения текста, представлены необоснованные выводы и предложения. В отзывах научного руководителя и рецензента имеются замечания. При защите ВКР студент-выпускник проявляет неуверенность, показывает слабое знание теоретических, методологических и методических вопросов темы; не всегда даёт исчерпывающие аргументированные ответы на поставленные вопросы. Оформление ВКР полностью соответствует требованиям, изложенным в Положении о квалификационных работах студентов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и в настоящих Методических рекомендациях.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ВКР, которая носит описательный характер и не отвечает требованиям, изложенным в Положении о квалификационных работах студентов Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга и в настоящих Методических рекомендациях; в ВКР нет выводов, либо они носят декларативный характер; в отзывах научного руководителя и рецензента имеются существенные критические замечания; при защите ВКР студент-выпускник затрудняется отвечать на поставленные вопросы, не знает теории вопроса, при ответах допускает существенные ошибки (фактологического, методологического, методического характера).