Структура учебной дисциплины

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Экономика и управление»

профилизации «Предпринимательская деятельность (с углубленным изучением английского языка)»

Екатеринбург

РГППУ

Рабочая программа дисциплины «Экономика отраслевых рынков». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 10 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: Д-р экон. наук, проф. Мокроносов А.Г.
     
     
     
Рецензент:    

Одобрена на заседании кафедры Экономической теории. Протокол от

Заведующий кафедрой экономической теории   А.Г. Мокроносов.

Рекомендована к печати методической комиссией Института экономики и управления РГППУ. Протокол от №

Председатель методической комиссии ИнЭУ   Ф.Д. Босько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнЭУ   А.Г. Мокроносов

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Мокроносов А.Г. 2011

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является: формирование компетенций, направленных на изучение моделей формирования и функционирования различного рода рыночных структур, а также факторов определяющих, определяющих выбор фирмами рыночных стратегий.

Задачи дисциплины:

изучить экономическое содержание основных понятий, используемых при анализе отраслевых рынков;

выявить специфику отраслевых структур, методы их анализа;

изучить теоретические основы существования фирм, методы анализа их ресурсной базы и конкурентоспособности:

методы государственного регулирования отраслевых рынков.

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Экономика отраслевых рынков» является обязательной и входит в вариативную часть профессионального цикла.

Изучение дисциплины «Экономика отраслевых рынков» предполагает наличие знаний по экономической теории, истории экономических учений, прикладной экономике, менеджменту, маркетингу.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ»

Изучение дисциплины «Экономика отраслевых рынков» должно способствовать формированию таких компетенций как: владение навыками анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро - уровне как в России, так и за рубежом (СК-2); владение современными методами управления и способность реализовывать функции управления (организации, планирования, мотивации и контроля) в сферах деятельности организаций различного уровня и организационно-правовых форм функционирования, а также оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (СК-4); способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, функционирования организаций и органов государственного и муниципального управлении; готовность к реализации инновационных проектов (СК-6).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

закономерности функционирования конкурентных рыночных структур в условиях новой экономики;

особенности современных моделей отраслевых рынков; основные понятия и концепции экономической теории, к которым относятся:

современные подходы к анализу фирмы как субъекту отраслевого рынка;

обоснование рыночных стратегий фирмы;

цели и методы государственного регулирования отраслевых рыночных структур.

Уметь(владеть навыками):

определять экономические границы отраслевого рынка;

рассчитывать показатели концентрации рынка монопольной власти, дифференциации товара;

принимать решения о проведении ценовой политики в зависимости от вида рынка и ситуационных особенностей.

Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):

современными методами сбора, обработки и использования информации, необходимой для анализа и обоснования механизмов обеспечения конкурентоспособности фирмы на отраслевых рынках.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Экономика отраслевых рынков»

Структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Структура и трудоемкость дисциплины представлена в таблице 2.

Структура и трудоемкость дисциплины

№ п/п Наименование разделов, тем Аудиторные занятия (час.) Само-стоятельная работа (час.) Формы текущего контроля. Форма промежуточной аттестации
Лекции Практические занятия
Методология исследования отраслевых рыночных структур   Собеседование (ФТК-14)
Конкуренция и монопольная власть на отраслевом рынке Индивидуальный опрос (ФТК-3)
Модели основных отраслевых рыночных структур Индивидуальный опрос (ФТК-3)
Фирма как субъект отраслевого рынка Собеседование (ФТК-14)
Ценовые стратегии фирм Индивидуальный опрос (ФТК-3)
Отраслевой рынок и дифференциация продукции Тестирование (ФТК-16)
Стратегии расширения бизнеса Индивидуальный опрос (ФТК-3)
Государственное регулирование отраслевых рынков Письменная работа (ФТК-11)
  Итого: Зачет

Содержание учебной дисциплины

Тема 1.Методология исследования отраслевых рыночных структур

Предмет, цель и задачи курса. Функции рынка и его виды. Субъекты отраслевого рынка. Теоретико-прикладной характер курса. Классическая парадигма анализа отраслевых рынков: «структура-поведение-результативность».

Рынок и отрасль Понятие отрасли экономики. Виды отраслей. Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства. Экономические границы отрасли. Понятие релевантного рынка. Определение продуктовых границ рынка при помощи коэффициентов эластичности спроса. Правило пяти процентов. Географические границы рынка. Структура рынка и факторы ее определяющие. Типы рыночных структур: рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Показатели концентрации продавцов на рынке: показатели размера фирмы, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, определение и виды рыночных барьеров входа-выхода. Структурные и поведенческие, стратегические и нестратегические барьеры.

Тема 2. Конкуренция и монопольная власть на отраслевом рынке

Конкуренция как объект исследования курса. Эволюция взглядов на экономическую сущность конкуренции.

Факторы интенсивности конкуренции на отраслевом рынке. Инструменты анализа конкурентной среды. Модель М Портера пяти сил конкуренции на отраслевом рынке.

Монополия как объект экономического анализа. Монопольная власть хозяйствующих субъектов. Монополия и максимизация прибыли. Последствия монопольной власти фирмы.

Показатели монопольной власти. Налогообложение монополий. Понятие и виды монопсонии.

Тема 3. Модели основных отраслевых рыночных структур

Рынок совершенной конкуренции и достижение экономической эффективности. Условия конкурентного равновесия на отраслевом рынке. Государственное вмешательство в механизм рынка совершенно конкуренции.

Особенности модели рынка монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как ключевая характеристика данной рыночной структуры. Возможность ограниченного влияния на рыночные цены в условиях монополистической конкуренции.

Олигополия как рыночная структура. Модели некооперативного поведения.

Кооперативные модели поведения на рынке олигополии. Разновидности картельных соглашений.

Особенности рынка естественной монополии. Глобальная и локальная естественные монополии. Ценовое и неценовое регулирование естественной монополии.

Тема 4.Фирма как субъект отраслевого рынка

Признаки фирмы как субъекта рынка. Неоклассическая теория фирмы. Факторы, определяющие размер и структуру фирмы. Эффект масштаба. Менеджериальный подход к анализу фирмы. Поведенческая теория фирмы. Теория стейкхолдеров. Неоинституциональная теория фирмы. Сущность принципал-агентского подхода к исследования фирмы.

Теория трансакционных издержек и границы фирмы. Развитие эволюционной теории фирмы. Концепция «предпринимательской» фирмы.

Тема 5. Ценовые стратегии фирм

Ценообразование «издержки-плюс». Ценовая дискриминация и ее экономическая сущность. Условия использования ценовой дискриминации. Три вида ценовой дискриминации. Положительные и негативные последствия ценовой дискриминации. Ценообразование по пиковой нагрузке. Грабительское ценообразование. Трансфертные цены.

Тема 6. Отраслевой рынок и дифференциация продукции

Отраслевой рынок и дифференциации продукции. Сущность дифференциации продукта. Виды и показатели продуктовой дифференциации. Модели продуктовой дифференциации. Реклама как фактор продуктовой дифференциации. Бренд как нематериальный актив фирмы на отраслевом рынке.

Тема 7. Стратегии расширения бизнеса

Экономическая сущность вертикальной интеграции. Побудительные мотивы фирмы к вертикальной интеграции: укрепление рыночной власти, экономия издержек, оптимизация налогообложения, снижение риска хозяйствования. Инструменты вертикальных контрактов.

Слияния и поглощения как экономические процессы. Виды слияний. Мотивы слияний и поглощений: снижение издержек, увеличение притока ресурсов, использование разницы в рыночной цене фирмы и стоимости ее замещения, защита от поглощения и от банкротства.

Тема 8. Государственное регулирование отраслевых рынков

Государственная антимонопольная политика и ее теоретические основы. Роль Федеральной антимонопольной службы в формировании и развитии конкурентной среды. Проблемы и методы государственного регулирования монополий. Реформирование и регулирование деятельности естественных монополий. Политика поддержки конкуренции в России.

Экономическая сущность промышленной политики. Цели и инструменты реализации промышленной политики. Структурный аспект промышленной политики. Дирижисткая (жесткая) и либеральная (мягкая) модели промышленной политики. Прямые и косвенные методы проведения промышленной политики. Инновационная промышленная политика как фактор обеспечения устойчивой конкурентоспособности национальной экономики.

Наши рекомендации