Оценка дорожной безопасности
Определившись с понятием «безопасность дорожного движения», перейдем к рассмотрению системы показателей, используемых при ее оценке.
Различают абсолютные и относительные показатели. К абсолютным показателям относятся общее число ДТП, число погибших или раненых в результате совершения ДТП, суммарный ущерб от ДТП, количество зарегистрированных в ГАИ транспортных средств и др., а к относительным показателям — число ДТП или погибших, отнесенных к 100 тыс. жителей, 10 тыс. транспортных средств, 10 тыс. водителей, 1 км протяженности дороги, 1 млн авт.-км пробега транспортных средств, число погибших на 100 пострадавших (суммарное число погибших и раненых). Схема построения формул относительных показателей проста, что видно, например, из формулы расчета относительного показателя аварийности исходя из суммарного пробега.
(1.1)
где nДТП — число ДТП за рассматриваемый период; суммарный пробег транспортных средств за тот же период, авт.-км.
В свою очередь, суммарный пробег транспортных средств определяется следующим образом:
(1.2)
где Na - среднегодовая интенсивность движения, авт/сут; / - протяженность магистрали, км.
На практике применяются и другие относительные показатели для оценки БДД.
Относительный показатель аварийности на автотранспорте, исходя из количества транспортных средств, определяется по формуле
(1.3)
где — количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими; — количество зарегистрированных в ГАИ транспортных средств.
Детский дорожно-транспортный травматизм характеризуется показателем, определяемым по формуле
(1.4)
где - количество дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети (до 16 лет).
Тяжесть последствий ДТП рассчитывается следующим образом:
(1.5)
Где - соответственно число погибших и раненых в ДТП.
ОДНОЙ ИЗ причин ДТП является управление транспортом водителем, находящимся в состоянии опьянения. Эта причина характеризуется показателем
(1.6)
где - количество выявленных фактов управления транспортом лицами, НС имеющими права управления транспортом и находящимися в состоянии опьянения; тO — количество выявленных фактов управления транспортом водителями, находящимися в состоянии опьянения; пн - количество выявленых нарушений правил дорожного движения водителями И лицами, не имеющими права управления транспортом.
Другой причиной ДТП считается нарушение водителями правил обгона. Для ей характеристики используется показатель
(1.7)
где - количество выявленных нарушений правил обгона водителями;
- количество выявленных нарушений правил обгона лицами, не имеющими права управления транспортом.
При осуществлении контроля за соблюдением ПДД водителями и лицами не имеющими права на управление, выявляется и такая причина ДТП как превышение установленной скорости движения. Она характеризуется показателем
(1.8)
где пв.ск и пн.ск — количество выявленных фактов нарушения установленной скорости соответственно водителями и лицами, не имеющими права управления транспортом.
Не менее важной причиной ДТП считается несоблюдение ПДД пешеходами. Данная причина находит отражение в показателе
(1.9)
где тп — количество выявленных нарушений ПДД пешеходами; твн - количество выявленных нарушений ПДД водителями и лицами, не имеющими права управления транспортом; тд - количество выявленных нарушений ПДД иными участниками дорожного движения.
Согласно ПДД транспортное средство, участвующее в дорожном движении, должно быть технически исправным и прошедшим технический осмотр. Для характеристики этого фактора рассчитывается следующий показатель
(1.10)
где птp и ∑n - соответственно количество транспортных средств, прошедших технический осмотр и зарегистрированных в ГАИ.
Контроль за состоянием, оборудованием и эксплуатацией улично-дорожной сети выполняется инспекторами ГАИ при определении причин ДТП. Этот фактор БДД характеризуется показателем
(1.11)
где Lnp — протяженность проверенных дорог в городах и автомобильных
дорог общего пользования (федеральные, региональные, местные); L — общая протяженность дорог в городах и автомобильных дорог общего пользования.