Институциональная структура
Экономическое развитие может происходить в различных институциональных контекстах, как было показано в предыдущих главах. Однако определенно можно сказать, что одни законодательные и социальные условия (точно так же, как природные условия) более благоприятны для экономического развития, чем другие. Институциональные условия экономической деятельности в Европе, где возникла первая индустриальная цивилизация, давали большой простор для индивидуальной инициативы и предпринимательства, предоставляли свободу профессионального выбора, а также географической и социальной мобильности, основывались на частной собственности и верховенстве закона, отражали роль рациональности и науки в достижении материальных целей. Ни один из этих аспектов не был порождением самого XIX в., однако их сочетание и общественное признание сделали их важными предпосылками экономического развития.
Юридический базис
Великобритания, как мы видели, уже в основном имела современную институциональную основу экономического развития, адаптированную к социальным и материальным инновациям и изменениям. Одним из ключевых институтов была юридическая система, известная как обычное право (которое по меньшей мере со времен норманнского завоевания было общим для всего английского королевства, заменив местные законы и обычаи). Отличительными чертами обычного права были эволюционный характер развития, опора на обычаи и прецеденты, зафиксированные в юридических решениях, и его гибкость. Оно обеспечивало защиту частной собственности и частных интересов от посягательств со стороны государства («мой дом — моя крепость») и в то же время защищало общественные интересы от злоупотреблений частных лиц (к примеру, путем запрета монополистической практики). Оно также включало в себя обычаи купцов (купеческое право) в том виде, в каком они получили развитие в специальных купеческих судах. Перенесенное в английские колонии, обычное право стало основой законодательной системы Соединенных Штатов и британских доминионов, когда они добились независимости или самоуправления.
Тем временем на континенте устаревшие институты до такой степени застыли перед лицом разрушительного ветра перемен, что постепенный, мирный переход к новому порядку был более невозможен. Французская революция, уничтожив Старый режим, открыла новые перспективы и новые возможности для предпринимательства и реализации хозяйственных амбиций. Она раз и навсегда устранила остатки феодального строя и установила более рациональную законодательную систему, которая в конце концов была оформлена Кодексом Наполеона.
Хартией нового порядка можно считать Декларацию прав человека и гражданина (содержащую значительные заимствования из американской Декларации независимости, которая, в свою очередь, заимствовала многие идеи из трудов французских философов). Первая глава провозглашала, что «люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах», которые определены как права на свободу, собственность («священную и неприкосновенную»), безопасность и сопротивление насилию. Декларация также провозглашала гарантии, необходимые для сохранения этих прав: равенство перед законом, свобода слова и печати, справедливость налогообложения, которое устанавливают сами граждане или их представители, подотчетность официальных лиц. Все граждане должны иметь «равные возможности заниматься любой деятельностью, занимать посты и общественные должности в соответствии с их заслугами и талантами».
Революционные ассамблеи пошли значительно дальше простых деклараций и предприняли шаги по определению законода-
тельных основ нового порядка. Помимо ликвидации феодального режима и утверждения частной собственности на землю, они ликвидировали все прежде существовавшие внутренние таможни и пошлины, распустили ремесленные цехи и весь аппарат государственного регулирования промышленности, запретили монополии и привилегированные компании, заменили произвольные и несправедливые поборы Старого режима рациональной и единой системой налогообложения. В 1791 г. Ассамблея зашла так далеко, что приняла радикальный закон Ле Шапелье, запрещавший организации и объединения как рабочих, так и нанимателей.
Естественно, французы распространили свои реформы на территории, захваченные ими в ходе революционных и наполеоновских войн. Бельгия, германские земли в левобережье Рейна, большая часть Италии и, на короткое время, Голландия и часть северной Германии были включены в состав Французской империи. За немногими исключениями на всей ее территории был осуществлен полный комплекс реформ. Рейнский союз, Швейцарская конфедерация, Великое герцогство Варшавское, Неаполитанское королевство, Испания, находившиеся под французским «протекторатом», приняли большую часть революционного законодательства. Влияние реформ распространилось даже на те страны, которые не находились под прямым господством французов. Пруссия подверглась их влиянию в наибольшей степени. После Иенской катастрофы 1806 г. на ключевые позиции в прусской администрации выдвинулась группа просвещенных и патриотически настроенных чиновников, исполненных решимости возродить страну путем административных и социальных реформ, которые помогли бы ей противостоять завоевателям и обеспечить лидерство среди германских государств.
Результаты революционных преобразований нельзя рассматривать как простое разрушение старого. Напротив, они представляли собой первые шаги в направлении позитивной, конструктивной и довольно последовательной политики. Однако, в конце концов, современные французские институты — а также институты тех стран, которые попали в сферу французской гегемонии, — сформировались под влиянием не самой революции, а политики Наполеона. Изменения в общественном мнении, которые сделали возможной диктатуру Наполеона, были реакцией на крайности революции, а также на коррупцию и беззаконие, процветавшие при Директории. Общественное мнение оказалось готово пойти на компромисс с некоторыми, но ни в коем случае не со всеми институтами и традициями Старого режима. Гений Наполеона и политическая удача обеспечили возможность синтеза рациональных достижений революции с привычками и традициями, глубоко укоренившимися в ходе тысячелетней истории. На политику Наполеона наложили отпечаток военный склад его ума, который видел преимущества иерархических структур и требовал жесткой дисциплины, а также атмосфера непрерывных войн.
Наполеоновский синтез, пожалуй, лучше всего виден в огромной работе по кодификации законов, начатой еще в период революции, но законченной уже при империи. Представляя собой классический компромисс между римским правом, приспособленным к местным нуждам и обычаям, и новым революционным законодательством, Кодекс, тем не менее, сохранил фундаментальные принципы революции: равенство перед законом, светское государство, свобода совести и экономическая свобода. Гражданский кодекс, обнародованный в 1804 г., является наиболее фундаментальной и важной частью Кодекса Наполеона. Написанный юристами — выходцами из среднего класса, он ясно отражает потребности и интересы имущих групп населения. Он трактует право собственности как абсолютное, священное и неприкосновенное. Он также особо оговаривает принцип свободного заключения контрактов и придает действующим контрактам силу закона. Он признает вексель и другие виды коммерческих документов и специально подтверждает правомерность займов под проценты — условие принципиальной важности для развития промышленности в католических странах.
Одновременно с уничтожением институтов Старого режима на завоеванных территориях французы заложили там основы нового режима. Гражданский кодекс, принесенный французскими оккупационными войсками, сохранил свою силу после их изгнания. По всей Европе и за ее пределами, включая Луизиану и Квебек, а также практически всю Латинскую Америку, Гражданский кодекс или был принят в неизменном виде, или лег в основу национальных кодексов.
Еще одной составной частью наполеоновского Кодекса, которая имела особое значение для экономического развития, был Коммерческий кодекс, обнародованный в 1807 г. До появления этого Кодекса не существовало всеобъемлющего свода законов, регулирующего формы коммерческих предприятий. В Великобритании закон 1720 г. запрещал создание акционерных компаний без утверждения их хартии парламентом. Аналогичные запреты долгое время были широко распространены и на континенте. Рост масштабов предпринимательской деятельности благодаря развитию новых технологий требовал новых юридических форм ведения бизнеса для поощрения накопления капитала и распределения инвестиционного риска. Великобритания отменила ограничения на создание акционерных компаний в 1825 г., однако они обязаны были получать специальную хартию вплоть до 1844 г., когда объединениям 25 или более человек было разрешено создавать акционерные компании путем простой регистрации. Но даже после этого принцип ограниченной ответственности акционеров не был нормативно утвержден до появления серии законов в 1850-х гг., обеспечивавших, при определенных условиях, ограничение имущественной ответственности при регистрации компаний. Новый
9-5216
всеобъемлющий закон 1862 г. сделал ограниченную ответственность общим правилом.
Коммерческий кодекс различал три основных типа коммерческих предприятий: 1) простое товарищество, партнеры которого несли индивидуальную и коллективную ответственность за все долги предприятия, 2) коммандитное товарищество, в котором полные члены партнерства несли неограниченную ответственность за результаты его деятельности, в то время как остальные партнеры рисковали только суммами, которые они внесли в капитал товарищества, 3) «анонимные» общества, или акционерные компании (корпорации) в американском значении этого слова, с ограниченной ответственностью всех акционеров. Это были анонимные общества в том смысле, что имена частных лиц не могли фигурировать в официальном названии компании. Из-за своих привилегий каждое «анонимное» общество должно было непременно получить хартию от правительства, которое в первой половине столетия даровало такие хартии чрезвычайно неохотно. В свою очередь, коммандитное товарищество могло быть основано путем нотариальной регистрации. Впоследствии закон 1863 г. разрешил свободное инкорпорирование компаний, чей капитал не превышал 20 млн франков, а в 1867 г. очередной закон снял и это ограничение.
Коммандитная форма была принята в большинстве европейских стран и сыграла жизненно важную роль в аккумуляции капиталов для торговли и промышленности в переходный период до разрешения свободной регистрации корпораций, когда большинство правительств были даже более консервативными, чем французское, в вопросе предоставления хартий для «анонимных» обществ. После того, как во Франции в 1867 г. было разрешено свободное образование акционерных обществ, за ней вскоре последовали и другие страны. К 1900 г. среди крупных стран только Россия и Османская империя все еще требовали получения специального разрешения на образование акционерных компаний. В свою очередь, в Соединенных Штатах, где эгалитаристские настроения и враждебное отношение к экономическим привилегиям были сильнее, чем в Европе, и где, наряду с федеральным правительством, отдельные штаты также могли выдавать хартии на образование корпораций, свободное инкорпорирование стало правилом еще в 1840-х гг.