Экономические методы управления фирмой (микроуровен)
Экономические методы управления (ЭМУ) в период перехода к рынку выходят на первое место. А экономические методы управления базируются именно на стимулировании экономических интересов работающих. Использование экономических методов управления предполагает экономическое стимулирование производственной деятельности каждого человека. Благоприятная экономическая среда способствует экономическому росту и развитию фирм, неблагоприятная - ведет к их упадку и банкротству. Государство заинтересовано, чтобы в стране работали процветающие, экономически устойчивые компании, т.к. они платят налоги и являются экономической опорой общества, обеспечивают рабочие места (РИСУНОК КРУГОМ) 5 Формирование ресурсов фирмы 6 Формирование рынка для товаров или услуг фирмы 8 Эффективное оперативное управление ресурсами фирмы
Экономические методы управления фирмой. базируются на двух основных принципах: 1. Хозяйственная самостоятельность фирмы. Этот принцип предполагает, что все решения по управлению принимаются советом 2. Экономическая ответственность фирмы. Каждая фирма несет экономическую ответственность по своим обязательствам в пределах, определяемых ее организационно-правовым статусом. Формирование ресурсов - один из важнейших элементов экономического управления, от которого зависит вся дальнейшая деятельность фирмы. Необходимо приобрести именно те ресурсы, которые в наибольшей степени подходят для профиля деятельности фирмы, причем сделать это наиболее экономичным способом.Рассмотрим возможные варианты формирования ресурсов на примере судоходной компании.Основным материальным ресурсом судоходной компании является флот. При создании или развитии компании перед ее владельцами и менеджерами стоит ряд вопросов: - на каком рынке собирается работать компания; - какой флот ей для этого необходим; - где и за счет каких средств можно приобрести необходимые суда. Для формирования состава и структуры флота компании возможны следующие варианты:- приобретение судов на судоверфях - отечественных и зарубежных - вновь построенный флот;- приобретение судов, бывших в употреблении, на мировом рынке тоннажа;- фрахтование судов на условиях бербоут-чартера с последующим их переходом в собственность компании; - фрахтование судов на условиях долгосрочного тайм-чартера.
47. Роль бизнес-плана в управлении фирмой.
бизнес-план может разрабатываться не только как документ для привлечения дополнительных инвестиций, но и для разработки концепции и стратегии ведения бизнеса или как инструмент для оценки результатов работы компании за определенный период Система планирования. Как у нас в стране, так и за рубежом, функция планирование реализуется в виде системы планов 1 Перспективный план 2 Текущий план 3 Оперативный планДо развала бывшего Советского Союза в нашей стране существовала централизованная система планирования, возглавляемая Госпланом, который осуществлял руководство разработкой и контролировал выполнение перспективных и текущих планов по всем отраслям экономики страны. Любая преуспевающая фирма разрабатывает перспективные (стратегические) планы. Обычно такие планы разрабатываются на срок от 2 до 5 лет с целью определить стратегию развития и поведения фирмы в изменяющихся рыночных условиях. Определяются стратегические цели компании, способы их достижения, необходимые финансовые ресурсы и т.д.В текущих планах уточняются и конкретизируются цели и задачи, поставленные в перспективных планах. В России обычно текущий план составляется на 1 год, за рубежом (Managerial) - на 1-2 года. В этих планах расставляются приоритеты работы компании, распределяются трудовые и финансовые ресурсы по подразделениям и видам деятельности, определяются контрольные точки, в которых будет оцениваться деятельность фирмы на промежуточном этапе. Большинство транспортных предприятий составляют текущие (годовые) планы, но степень их разработанности весьма различна. Для улучшения конечных результатов необходимо существенно повысить качество разработки планов, направив их, прежде всего, на обоснование способов достижения целей в конкретных (ожидаемых, прогнозируемых) условиях планового года. Практически все даже самые маленькие предприятия, связанные с работой транспорта, составляют оперативные планы. Они включают в себя месячные с разделением на декады (недели) и суточные планы. В этих документах разрабатывается конкретный план действий в реальных условиях ближайшего периода. Отличительной чертой оперативных планов является то, что именно они будут выполняться. На разработку оперативных планов отводится очень немного времени, но они должны быть отработаны с большой точностью. Например, в стивидорной компании по часам расписывается работа докеров и перегрузочной техники по конкретным судам, агентские фирмы планируют конкретное фиксированное время проведения определенных операций по обслуживанию судов и т.д. Несколько особое место отводится разработке бизнес-плана. Этот вид планов является новым для нашей страны. Бизнес-план разрабатывается на различных этапах планирования, когда необходимо получить или привлечь дополнительные средства для развития предприятия