Внешнеэкономическими связями в современных условиях
Сложившаяся к настоящему времени система организации, и управления внешнеэкономическими связями отражает происходящий в России процесс перехода от сверхцентрализованной административной системы, которая базировалась на доминировании государственных форм собственности, к качественно новому хозяйственному механизму с более высоким уровнем децентрализации, сочетающему различные формы собственности и типы хозяйствования. В ходе реформы качественному изменению подверглись все основные структурообразующие элементы системы ВЭС, включая организационный, экономический и правовой аспекты. Коренным образом изменились вся система органов управления и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Существенно изменилась структура участников ВЭС – право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций получили в настоящее время все предприятия, учреждения и организации, имеющие выход на внешний рынок. Процесс децентрализации ВЭС сопровождался созданием различного рода ассоциаций, союзов, объединений, концернов, консорциумов, торговых домов и т.д. Широкое развитие получило создание совместных предприятий (СП) с участием иностранных партнеров на территории России, а также расширилась хозяйственная деятельность российских организаций и предприятий за рубежом. Однако, предоставление права непосредственного выхода на внешний рынок не означает, что каждое предприятие будет создавать собственный внешнеторговый аппарат и самостоятельно осуществлять все операции на внешнем рынке. Это право дает предприятию возможность выбрать наиболее рациональный и эффективный путь реализации и закупки товаров на внешнем рынке, использовать для этого те внешнеторговые организации, которые предоставят ему наилучшие условия. Для оказания помощи предприятиям в развитии новых форм Экономических связей, особенно при создании СП, стали создаваться ассоциации делового сотрудничества (АД С) с зарубежными странами. АД С могут быть странового, регионального и отраслевого типов. Действуют они на принципах самофинансирования и валютной самоокупаемости, создаются на долевых началах и объединяют различные предприятия и организации, независимо от их ведомственной подчиненности и территориального расположения.
В сферу деятельности АДС (сейчас их насчитывается около 40) входят следующие функции:
1) проведение экспортно-импортных операций, как по государственным заказам, так и по заказам и за счет средств самих предприятий;
2) осуществление коммерческих сделок, финансируемых в счет кредитных линий, предоставленных зарубежными странами;
3) проведение коммерческих операций в счет обслуживания внешней задолженности развивающихся по поручению правительства России;
4) оказание посреднических услуг при создании СП, как на территории России, так и за рубежом;
5) проведение бартерных операций;
6) оказание технического содействия в сооружении и реконструкции объектов на территории России и за рубежом.
Наряду с общим правилом, согласно которому российские участники внешнеэкономической деятельности вправе без особых разрешений заниматься любыми ее видами, не противоречащими законодательству, целесообразно изложить в систематизированном виде ряд исключений. Действие принципа «все, что не запрещено, то разрешено» предполагает необходимость с большей тщательностью отнестись к определению в нормативном порядке тех видов внешнеэкономической деятельности, которые не допускаются, либо для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий) и т.п.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является основой внешнеэкономического законодательства и нуждается в возведении в ранг закона. При этом должен учитываться широкий набор, не противоречащих международному праву, инструментов внешнеэкономической политики, дающих юридическую возможность оперативно реагировать на изменения ситуации на внутреннем и внешнем рынках (в том числе в целях защиты отечественных производителей) с определением полномочий соответствующих государственных органов власти и управления по применению подобных инструментов.
Реформа ВЭС в немалой степени способствовала ускорению развития рыночных тенденций, выявив при этом ограниченность принимавшихся на первом этапе общехозяйственной реформы мер. С другой стороны, именно во внешнеэкономической деятельности наиболее остро проявилась глубина кризиса, переживаемого экономикой страны. Важную роль в осуществлении ВЭД играет организация зарубежного аппарата. Практическая деятельность по развитию ВЭС ведется торговыми представительствами (торгпредствами) России за рубежом, основные задачи которых состоят в следующем:
1) представление государственных интересов в странах пребывания по всем вопросам ВЭД и обеспечение их защиты;
2) проведение эффективной внешнеэкономической политики;
3) содействие развитию экономических связей между Россией и странами пребывания, улучшение структуры взаимной торговли;
4) контроль за соблюдением государственных интересов всеми российскими участниками ВЭС, координирование их деятельности в стране пребывания. Защита в этих странах интересов предприятий и организаций России;
5) наблюдение за исполнением заключенных между Россией и страной пребывания международных договоров по вопросам ВЭС, в том числе торгового, промышленного, экономического и технического сотрудничества, участие в разработке предложений и переговорах по заключению таких договоров. Торговые представительства несут ответственность за реализацию торгово-экономических соглашений, заключенных со страной пребывания.
Приоритетными направлениями деятельности торгпредств России в настоящее время являются:
1) осуществление мер по обеспечению государственных интересов на рынках стран пребывания; выявление и предупреждение случаев недобросовестной конкуренции, заключения невыгодных и ухудшающих состояние платежных отношений сделок, неэквивалентного обмена;
2) проведение на регулярной основе мероприятий, направленных на продвижение на внешний рынок товаров и услуг, включая туризм; использование возможностей по увязке импорта со встречным экспортом; повышение конкурентоспособности экспортной продукции;
3) постоянный контроль за ходом подготовки и реализации крупных проектов сотрудничества, имеющих важное значение и осуществляемых с участием иностранных консорциумов, концернов и фирм; налаживание в этих целях регулярных контактов как с государственными органами, так и с коммерческими кругами стран пребывания;
4) всемерное содействие развитию новых форм экономического сотрудничества, СП, в особенности за рубежом, промышленной кооперации; оказание помощи российским предприятиям, учреждениям и организациям в выборе наиболее подходящих партнеров; усиление в этих целях взаимодействия с АО и АД С;
5) содействие в расширении и совершенствовании товаропроводящей сети за границей; улучшение аналитической и прогнозной работы, информационного обеспечения всех участников ВЭД.
В соответствии с возложенными на них задачами торгпредства:
1) изучают общие экономические условия, планы и программы экономического развития, валютно-финансовое положение стран пребывания, их ВЭС, законодательство в области экономической деятельности, экологические нормативы, конъюнктуру рынков товаров и услуг, а также другие особенности ВЭС с данными странами;
2) информируют страны пребывания об экономических, социально-политических и коммерческих условиях в своей стране, об изменениях во ВЭД;
3) изучают действующие в странах пребывания системы сертификации, применения стандартов международных организаций, проблемы управления качеством, а также качество и конкурентоспособность поставляемых товаров и услуг, вносят предложения с целью повышения их технического уровня и конкурентоспособности;
4) содействуют проведению российских торгово-промышленных выставок и участию российских организаций в международных выставках и ярмарках в странах пребывания, координируют работу своих участников международных выставок и ярмарок в этих странах.
Торгпредства могут заключать от своего имени и от имени государственных органов сделки и совершать иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач, выступать в судах в качестве истца или представителя истца. В качестве ответчика они могут выступать в судах лишь по спорам, вытекающим из сделок и иных юридических актов, совершенных ими в странах пребывания, и только в тех странах, в отношении которых в международных договорах или путем одностороннего заявления, доведенного до сведения компетентных органов стран пребывания, выражено согласие на подчинение торгпредства суду страны пребывания по указанным спорам. Торговые представительства не отвечают по обязательствам внешнеэкономических и других организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам торговых представительств.
Расширяются права местных органов власти в области ВЭД, которые способствуют расширению ВЭС предприятий, организаций и учреждений, расположенных на их территории, развитию экспортной базы и увеличению производства (работ, услуг). Администрация регионов и создаваемые ими органы имеют право: заключать договоры с зарубежными партнерами на реализацию и приобретение продукции за счет имеющихся валютных средств или на иной основе; участвовать в создании совместных с зарубежными партнерами научных, культурных, туристических центров, других организаций по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, связанных с обеспечением социальной и производственной сфер современным оборудованием, средствами механизации и автоматизации, с развитием их материальной базы и др.
В современных условиях предоставления всем предприятиям, независимо от форм собственности, права заниматься ВЭД, отказа от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования, государство должно выполнять совершенно новые функции. Следует отказаться от планирования ВЭС в старом виде. В основе их развития должны лежать интересы и инициатива отдельных товаропроизводителей. Однако государство должно создавать условия для повышения эффективности внешнеэкономических операций.
5.2. Регулирование внешнеэкономических связей
на федеральном уровне управления
Главная задача государства в новых условиях – выработка внешнеэкономической стратегии, определение направлений развития экспортного потенциала, оказание содействия отраслям и предприятиям в развитии экспортных производств, в том числе путем финансирования соответствующих экспортных программ. Общее руководство внешнеэкономическими связями осуществляет Правительство Российской Федерации. В качестве его постоянного органа функционирует Валютно-экономическая комиссия (ВЭК), которая рассматривает стратегические вопросы развития ВЭС, решает вопросы использования валютных средств, выдачи государственных гарантий под иностранные кредиты и т.д.
Перспективные вопросы развития ВЭС, их роли в осуществлении структурной политики разрабатывает Министерство экономики РФ, которое является центральным органом исполнительной федеральной власти, осуществляющим государственную экономическую политику в области ВЭС:
1) разрабатывает с участием заинтересованных министерств предложения по формированию внешнеэкономической политики, развитию ВЭС, в том числе с государствами – участниками СНГ и другими бывшими республиками взаимовыгодного торгового и экономического сотрудничества с ними, осуществлению совместных проектов и программ;
2) определяет ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим товарам и услугам, объемы федеральных валютных поступлений и платежей;
3) подготавливает предложения по заключению межправительственных договоров по вопросам ВЭС, включая объемы и номенклатуру взаимных поставок продукции, а также предложения по механизму регулирования ВЭД;
4) определяет в установленном порядке квоты экспортных поставок стратегических видов сырья и продукции, согласовывает вопросы экономического сотрудничества РФ с зарубежными странами;
5) участвует в разработке направлений использования централизованных валютных ресурсов, валютно-кредитной политики, в формировании платежного баланса, организует работу по привлечению и использованию в экономике России иностранных кредитных ресурсов, формирует товарное наполнение кредитов, получаемых под правительственные гарантии, вносит предложения о размерах экспортных и импортных тарифов и пошлин;
6) участвует в установленном порядке в согласовании вопросов ВЭД с торгово-экономическими союзами, международными экономическими и финансовыми организациями; в пределах своей компетенции организовывает работу российских частей межправительственных комиссий.
При разработке проблем инвестиционной политики министерство должно давать предложения по привлечению иностранных инвесторов. Минэкономразвития России вносит в МИД России предложения по формированию состава экономических служб посольств и других дипломатических представительств России за рубежом. Важные функции, связанные с контролем за соблюдением государственных интересов в области ВЭС, возложены на такие внешнеэкономические ведомства как – МЭ РФ, Государственный таможенный комитет (ГТК), Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР) и Министерство РФ по сотрудничеству с государствами-участниками СНГ. Укрупнено схема регулирования ВЭС на федеральном уровне управления представлена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема регулирования внешнеэкономических
связей на Федеральном уровне управления
МИД РФ – Министерство иностранных дел Российской Федерации;
ВЭК РФ – Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации;
ЦБ РФ – Центральный банк Российской Федерации;
МФ РФ – Министерство финансов Российской Федерации;
ГТК РФ – Государственный таможенный комитет РФ;
РАМСИР – Российское агентство международного сотрудничества и развития;
МЭР РФ – Министерство экономического развития РФ;
ТПП РФ – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
К основным функциям Министерства экономического развития Российской Федерации относятся:
1) участие в разработке предложений по формированию концепции государственной программы развития внешних экономических связей и основных принципов внешнеэкономической политики, а также разработке программ по экономическому и социальному развитию РФ в части, касающейся внешнеэкономических связей и контроля за их реализацией;
2) участие в разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, а также в разработке и реализации общегосударственной политики привлечения иностранных инвестиций и их размещения на территории РФ;
3) разработка предложений по повышению эффективности ВЭС РФ и конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке, по государственному стимулированию экспорта наукоемкой продукции;
4) участие в осуществлении экспортного контроля в целях защиты государственных интересов РФ; в совершенствовании государственной системы сертификации и стандартизации продукции, разработке международных и отечественных норм, правил и стандартов;
5) подготовка предложений о заключении международных договоров РФ по вопросам торгово-экономического сотрудничества, проведение переговоров по заключению таких договоров и обеспечение их реализации;
6) подготовка предложений по совершенствованию порядка экспорта и импорта товаров, в том числе общегосударственного значения, регистрация предприятий и организаций, имеющих право экспорта вооружения, военной техники, работ, услуг в области военно-технического сотрудничества, а также стратегически важных сырьевых товаров;
7) оперативное нетарифное регулирование ВЭС, включая выдачу в установленном порядке лицензий на экспорт и импорт товаров (работ, услуг);
8) участие в работе по привлечению государственных, банковских и коммерческих кредитов, учет по использованию кредитов, контроль за состоянием расчетов с зарубежными странами, в том числе по клиринговым и специальным счетам зарубежных стран, подготовка необходимых предложений по сбалансированию расчетов;
9) контроль за уровнем внешнеторговых цен по основным экспортным и импортным товарам и услугам, закупаемым для федеральных государственных нужд и в счет привлеченных иностранных кредитов;
10) разработка проектов законодательных и нормативных актов в области регулирования ВЭД и др.
МЭР РФ имеет своих уполномоченных на местах, которые являются представителями этого министерства. Возглавляемые ими управления, которые входят в систему МЭР РФ, обеспечивают выполнение возложенных на них функций.
На Государственный таможенный комитет РФ возложена организация таможенного контроля. ГТК РФ издает нормативные акты по таможенным вопросам, обязательные для находящихся на территории России иностранных юридических и физических лиц. Непосредственно таможенный контроль на местах осуществляется таможенными учреждениями (таможнями, таможенными постами) и таможенными уполномоченными.
В целях более действенной координации связей с зарубежными государственными и международными организациями в области инвестиционного, финансового, гуманитарного, культурного, научно-технического сотрудничества и консультационно-технического содействия создано Российское агентство международного сотрудничества и развития. Оно занимается вопросами привлечения иностранных инвестиций, включая займы и кредиты, в экономику России и размещения российских инвестиций за рубежом, участвует в работе по созданию и развитию ЗЭБ (ЗЭБ – зоны экономического благоприятствования).
Также РАМСИР занимается разработкой системы финансово-инвестиционных и страховых институтов в области международного инвестиционного сотрудничества; координацией работы по использованию иностранного и международного технического содействия, предоставляемого России, участвовать в подготовке и заключении международных договоров и соглашений по вопросам международного инвестиционного сотрудничества государственной регистрацией в установленном порядке предприятий с иностранными инвестициями и др.
Существенную роль в регулировании ВЭД играют такие центральные экономические органы, как Министерство финансов (Минфин) РФ и Центральный банк РФ, которые определяют порядок финансирования и кредитования ВЭД, издают нормативные документы по этим вопросам. Минфин РФ регулирует вопросы налогообложения при осуществлении ВЭД. Центральный банк России является основным органом, регулирующим валютные операции в стране, определяющим порядок валютных операций, связанных с движением капитала, порядок функционирования валютных бирж и др. При Правительстве РФ создана Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, которая осуществляет координацию деятельности органов валютного контроля, к которым, в соответствии с действующим законодательством, кроме самой службы, относятся Центральный банк, Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ.
Особое место в системе ВЭД занимает Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ. Она создана российскими предприятиями и организациями для содействия развитию их ВЭС и представления их интересов, как в стране, так и за рубежом. При ТПП РФ функционируют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. Основными направлениями деятельности ТПП являются: консультационно-посредническая деятельность, информационное обслуживание, товарное кодирование, сотрудничество с организациями деловых кругов зарубежных стран, выставочная работа, патентование изобретений, экспертиза экспортных товаров, внешнеэкономическая реклама. В составе ТПП РФ создано торговое объединение «Регион», которое изыскивает нетрадиционные товары для экспорта; «Экспоцентр» организует выставки российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России, а также участие российских организаций в международных выставках и ярмарках.
В процессе экономического реформирования в РФ существенную роль играет политика государства во внешнеэкономической сфере. Важнейшим инструментом этой политики является механизм государственного регулирования ВЭД, который должен обеспечивать оптимальное сочетание открытости российской экономики с требованиями экономической безопасности страны в целом.