Государственное регулирование доходов
В административно-командной системе России неравенство проявля-лось не столько в доходах, сколько в возможностях достать дефицит. В условиях уравнительного распределения были ограничены возможности для законного обогащения, поэтому было много незаконного, что обусло-вило резко отрицательное отношение населения к богатым.
Среди теоретиков есть 4 взгляда на социальную справедливость:
1. Уравнительный(эгалитарный–от франц.слова«равенство»);
2. Роулсианский-максимизирующий полезность для бедных(от имениэкономиста Роулса);
3. Утилитарный—максимизирующий полезность для всего общества;
4. Рыночный - справедливость устанавливается рынком.
Утилитарный принцип провозгласил английский экономист Дж. Бентам (1748-1832), который определил, что получать большую долю обществен-ного богатства должен тот, кому эта доля будет полезней – от такого рас-пределения общая полезность блага увеличивается.
Рыночное распределение неравное. Но оно не порождает иждивенцев, стимулирует активных людей. Поскольку неравенство порождено ценовым механизмом рынка, то его устранение разрушило бы рынок.
Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения раз-личных групп получателей дохода. При этом значительная доля нацио-нального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Пособия наиболее нуждающимся, инвалидам, пособия по безработице называются социальными трансфертами. Их цель – гуманизация отноше-ний в обществе, предотвращение роста преступности, поддержание внут-реннего спроса.
Кроме того, государство участвует в изменении цен, введением мини-мальных ставок заплаты и гарантированием цен для фермеров. Нередко государство устанавливает верхний предел увеличения номинальной зар-платы, чтобы чрезмерно не стимулировать спрос, не повышать издержки производства, сдерживать инфляцию.
Для защиты денежных доходов от инфляции применяется индексация, то есть увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. В Европе такая система сложилась в 60-70-е годы. Индексация идет и на об-щегосударственном уровне, и на уровне отдельных предприятий через коллективные договора работников с администрацией.
В системе индексации используется дифференцированный подход (доходы богатых не индексируют). В США индексация распространяется лишь на 10% наемных работников. Вместе с тем, она широко используется для лиц
с фиксированными доходами, в т.ч. для пенсионеров.
В России законом от 24 октября 1994 г. индексация распространяется на зарплату бюджетников, пенсии, стипендии и пособия. остальных кате-горий государство регулирует лишь размер минимальной зарплаты.
Индексация должна производиться при росте розничных цен свыше 6%. Однако из-за высокой инфляции закон был заменен периодическим пере-смотром уровня оплаты труда, пенсий, социальных пособий.
На Западе в индексации стали вводиться паузы для борьбы с инфляцией и стимулирования напряженности труда.
Индексация проводится на основе расчета индекса потребительских цен (ИПС). Индекс цен измеряет отношение стоимости фактического фикси-рованного набора товаров и услуг (потребительской корзины из 25 това-ров) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде.
С другой стороны национальный доход можно представить как Y = С
+ S, где S – (сбережение) также является функцией дохода.
Итак, С + I. = С + S (потребление + инвестиции равно потребление +
сбережение), то есть I (r) = S (Y).
Инвестиции, не зависящие от уровня дохода и составляющие при любом его уровне некую постоянную величину, называются автономными инве-стициями. Автономные расходы являются сумой автономного потребления и автономных инвестиций.
Автономные инвестиции – важное допущение. Есть взаимовлияние ин-вестиций и дохода. В виде первоначальной «инъекции» автономные инве-стиции приводят к росту национального дохода.
Различия в кейнсианском и неоклассическом подходе к определению макроэкономического равновесия заключаются в следующем.
Во-первых, в классической модели длительная безработица невозможна. В модели Кейнса равенство инвестиций и сбережения может осуществ-ляться и при неполной занятости.
Во-вторых, классическая модель предполагала существование гибкого ценового механизма, Кейнс же показал, что предприниматели, столкнув-шись с падением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они со-кращают производство и увольняют рабочих. Получается, что «невидимая рука» ценового механизма не может обеспечить полную занятость.
В-третьих, сбережения являются, прежде всего, функцией дохода, а не только уровня процента, как утверждалось в теории классиков.
Влияние автономных инвестиций на рост национального дохода показы-вает их мультипликатор. Дословно он означает «множитель». Увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению на-ционального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов. Расходы, брошенные в экономику, вызывают цепную реак-цию в виде роста дохода и занятости.
Допустим, первоначальные 1000 долл. в виде автономных инвестиций вызовут рост совокупного спроса и дохода более чем на 1000 долл., то есть 1000 долл. нужно умножить на некий коэффициент. Как же определить его? Как известно, с приростом дохода не вся его величина расходуется, а только часть. Другая же часть сберегается. Допустим, что 1000 долл. инве-стиций вызвали рост доходов. Владельцы часть из них израсходуют. Пред-положим, что предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8. Следовательно из 1000 долл. только 800 долл. будет израсходовано, ос-тальное будет сберегаться, т.е. МРS = 0,2. Последующий рост доходов приведет к тому, что из 800 долл. тоже будет направлено на потребление лишь 80%. Следовательно прирост национального дохода, используемого на потребление составит 800 х 0,8 = 640 долл. Каков же будет рост на-ционального дохода, вызванный первоначальными инвестициями? Нужно сложить 1000+800+640+… долл.
74 94
массы должен отражать два фактора – уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта.
ВЫВОД: все три модели – от классической до монетаристской – одно-сторонни. Значит, в каждой стране требуется сочетание различных мер: политика сдерживания доходов; политика экспансии; снижение налогов на инвести-
руемую прибыль и кредит.
В целом, экономические модели равновесной динамики являются на-учной основой государственного регулирования экономики.