Основы рыночной экономики
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Осн. задачей курса явл. получение знаний и навыков, необходимых для практического применения объективных экономических законов в современных условиях хоз. деят-ти. Предметом, т.е. объектом изучения курса явл. производственно-хоз. системы, их состав, особенности деят-ти.
Экономика («искусство ведения домашнего хоз-ва» - лат.). др. определением экономики явл.:
1. Экономика – это народное хоз-во, совокупность отраслей хоз. деят-ти.
2. Экономика – это область науки, изучающая законы развития всех стадий воспроизводства, а также отношения по поводу пр-ва и использования продуктов труда.
Экономика (по Самуэльсону – наиболее полное) – наука об использовании редких ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.
В рез-те изучения курса можно понять:
- как формируется и функционирует рыночный механизм;
- как достигается равновесие между пр-вом и потреблением;
- с помощью каких мер гос-во преодолевает спад пр-ва, инфляцию, безработицу;
- как эффективно вести пр-во и добиваться максимальной прибыли при минимальных затратах.
Рыночная экономика – это экономика, основанная на частной собственности и свободе выбора, в кот. все решения принимаются децентрализованным путем.
Совершенно свободным считается рынок, на кот. устанавливается одна и та же цена на один и тот же товар, в одно и то же время. Для этого, по мнению американского экономиста Сильвермена, необходимы следующие условия:
1. Большой и регулярный спрос на товар.
2. Неограниченное кол-во участников хоз. деят-ти.
3. Абсолютная мобильность факторов пр-ва.
4. Свободная конкуренция среди продавцов и покупателей.
5. Наличие всего объема информации у участников конференции.
Однако все эти условия зачастую не присутствуют одновременно, следовательно → совершенно свободного рынка не существует, а имеется конкурентный рынок.
Для его успешного функционирования необходимы след. условия:
1. Реализация многообразных форм собственности (частная и гос.).
2. Создание рыночной инфраструктуры (комплекса), включающей в себя 3 осн. эл-та:
2.1. Рынок товаров и услуг, требующий создания и действия оптовой и розничной торговли, маркетинговой орг-ии товарной биржи.
2.2 Рынок факторов пр-ва, предполагающий куплю и продажу таких факторов пр-ва, как земля, труд, капитал, причем под землей понимают не только саму землю, но и добываемое или снимаемое сырье
Труд трактуется как услуги всех работающих, включая рук-лей производств, предпринимателей, неквалифицированных рабочих.
Важнейшим инструментом данного рынка явл. биржи труда, где формируются спрос и предложение рабочей силы.
Капитал – это средство пр-ва, включающее здания, сооружения, оборудование, а также денежные средства, необходимые для их приобретения.
2.3. Финансовый, или денежный рынок – это рынок, отражающий спрос и предложение денежных средств в виде непосредственно самих денег и ценных бумаг. Для его успешного функционирования необходимо действие фондовых и валютных бирж.
Рынок классифицируют по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений различают:
1) Рынок потребительских товаров и услуг.
2) Сырьевой рынок.
3) Рынок труда.
4) Рынок ценных бумаг.
5) Рынок ноу-хау и т.д.
2. По географическому положению:
1) местный
2) региональный
3) мировой
3. По степени ограничения конкуренции:
1) монополистический
2) свободный
3) смешанный
4. По отраслям народного хозяйства:
1) автомобильный
2) нефтяной
3) компьютерный и т.д.
5. По характеру продаж:
1) оптовый
2) розничный.
Экономическими субъектами, т.е. участниками рыночной экономики явл.:
1. домохозяйства, т.е. экономические единицы в составе одного или нескольких лиц, кот. самостоятельно принимают решения, явл. собственниками какого-либо фактора пр-ва и стремятся к максимальной прибыли в рамках имеющихся ресурсов. Сюда относятся наемные работники, владельцы крупных и мелких капиталов, земли, средств пр-ва, все потребители.
2. фирмы – это эконом. единицы, кот. самостоятельно принимают решения, стремятся к максимальной прибыли, используя все факторы пр-ва для изготовления, продажи товаров др. фирмам, домохозяйствам и гос-ву.
3. гос-во, т.е. все правительственные учреждения, имеющие юрид. и полит. власть для контроля над остальными хоз. субъектами и над рынком в целом в целях удовлетворения общественных потребностей.
Координацию деятельности всех этих субъектов рынка осуществляет рыночный механизм с помощью системы цен и конкуренции.
Как всякое явление, рынок имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Эффективное распределение ресурсов, т.е. направление их на пр-во необходимых обществу товаров.
2. Гибкость и высокая адаптация к изменяющимся условиям.
3. Оптимальное использование результатов НТП.
4. Свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей.
Недостатки:
1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
2. Рынок не имеет экономического механизма охраны окружающей среды.
3. Рынок не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству.
4. Рынок не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования (больницы, дороги, транспорт и т.д.).
5. Рынок не гарантирует право на труд и доход.
6. Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.
7. Ориентирован не на пр-во социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
8. Подвержен нестабильному развитию и сопровождается инфляционными кризисами.
Ликвидацией негативных последствий рынка и должно заниматься гос-во.