Эволюция экономической мысли. Шевчук Денис Александрович

Шевчук Денис Александрович

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Экономическая теория». Оно имеет следующую структуру: программа курса; тематика и требования к написанию контрольных работ; конспект лекций; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение – функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания. Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М. Кейнс, экономическая теория – не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Оглавление

· Введение

· Тема 1. Введение в экономическую теорию

· 1.1. Эволюция экономической мысли

· 1.2. Предмет экономической теории и ее функции

· 1.3. Основные методы и принципы экономического анализа

· Тренировочные задания к теме 1

· Тема 2. Собственность и предпринимательство

· 2.1. Развитие научных представлений о собственности

· 2.2. Типы, формы и виды собственности

· 2. 3. cущность и формы предпринимательства

· Тренировочные задания к теме 2

· Тема 3. Общие проблемы экономического развития

· 3.1. Объективные условия и противоречия экономического развития

· 3.2. Ключевые вопросы экономики

· 3.3. Экономические системы

· Тренировочные задания к теме 3

· Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства

· 4.1. Сущность и основные черты рыночного хозяйства

· 4.2. Причины возникновения и условия развития рынка

· 4.3. Структура и инфраструктура рынка

· Тренировочные задания к теме 4

· Тема 5. Механизм рыночной системы

· 5.1. Основы теории спроса и предложения

· 5.2. Понятие эластичности и ее виды

· 5.3. Место и роль конкуренции в рыночной системе

· Тренировочные задания к теме 5

· Тема 6. Частный сектор в экономике

· 6.1. Общая характеристика потребительского сектора в экономике

· 6.2. Поведение потребителя в рыночной экономике

· 6.3. Предприятие в рыночной экономике

· Тренировочные задания к теме 6

· Тема 7. Роль государства в современной экономике

· 7.1. Экономические функции государства

· 7.2. Сущность государственного регулирования экономики

· 7.3. Государство как хозяйствующий субъект

· Тренировочные задания к теме 7

· Тема 8. Национальная экономика: результаты и измерения

· 8.1. Мера экономического успеха в современных обществах

· 8.2. Система национальных счетов

· 8.3. Баланс народного хозяйства

· Тренировочные задания к теме 8

· Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение

· 9.1. Проблемы частичного и общего равновесия

· 9.2. Модели макроэкономического развития

· 9.3. Совокупный спрос и совокупное предложение

· Тренировочные задания к теме 9

· Тема 10. Экономический рост и циклические колебания

· 10.1. Сущность и типы экономического роста

· 10.2. Модели экономического роста

· 10.3. Циклические колебания экономического роста

· Тренировочные задания к теме 10

· Тема 11. Особенности экономической политики государства

· 11.1 Экономическая политика: принципы, цели, инструменты

· 11. 2. Финансовая система и бюджетно-налоговая политика

· 11.3. Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика

· 11.4. Социальная политика

· Тренировочные задания к теме 11

· Тема 12. Теоретические основы региональной экономики

· 12.1. Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа

· 12.2. Проблемы классификации регионов

· 12.3. Основные понятия, цели и задачи региональной политики

· 12. 4 Прогнозирование регионального развития

· Тренировочные задания к теме 12

· Тема 13.Мировая экономика и мировая торговля

· 13.1. Мировое хозяйство: его содержание и структура

· 13. 2. Внешнеэкономическая политика государства

· 13. 3. Международная валютная система и валютный курс

· Тренировочные задания к теме 13

· Дополнительная информация

· Терминологический словарь

Тема 1. Введение в экономическую теорию

Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV–III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430–354 гг. до н. э.), Платона (427–347 гг. до н. э.), Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классическойполитэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851–1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899–1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883–1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857–1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»– учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж. Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

Наши рекомендации