Использование сравнительного подхода
Сравнительный подход основан на определении стоимости недвижимости на основе сравнительного анализа рыночных данных о продажах аналогичных объектов.
Одним из методов данного подхода является метод прямого сравнения продаж, который в данном курсовом проекте использовался для оценки стоимости земельного участка. Применение метода прямого сравнения продаж в рамках сравнительного подхода подразумевает сравнение оцениваемого объекта (здания вместе с земельным участком) с аналогами, при этом суть метода и порядок расчета остаются теми же.
Данные о продажах сопоставимых объектов, для соответствующих типов зданий, определенных согласно критериям ЛНЭИ, приведены в прил. 4 и 5, а также в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Данные о продажах коммерческой недвижимости
Аналоги | Площадь*, м2 | Место-положение | Транспортная доступность | Состояние |
А1 | + 15 % | с/о | гл. | хор. |
А2 | – 25 % | с/о | гл. | удовл. |
А3 | + 80 % | с/о | втр. | хор. |
А4 | – 35 % | отд. | втр. | хор. |
А5 | + 40 % | отд. | гл. | удовл. |
А6 | + 30 % | отд. | гл. | хор. |
А7 | + 100 % | цен. | гл. | хор. |
А8 | – 50 % | цен. | гл. | удовл. |
А9 | – 10 % | цен. | втр. | хор. |
* Относительно объекта оценки.
Элементы сравнения объектов-аналогов относятся ко второй группе – относящиеся непосредственно к объекту недвижимости. Предполагается, что условия сделки и состояние рынка были похожи. В качестве единицы сравнения необходимо принять все здание.
Расчет скорректированных цен объектов коммерческой недвижимости необходимо провести по форме табл. 4.7, при этом следует учитывать, что в сравнительном подходе учитывается общая площадь здания по внутреннему обмеру.
На основании сравнительного анализа цен продаж известно, что различия в ценах аналогичных объектов коммерческой недвижимости за счет местоположения следующие:
- 15 % между расположенными в отдаленном районе и районе средней отдаленности;
- 10 % между центром и районом средней отдаленности.
Таблица 4.7
Расчет скорректированных цен
объектов коммерческой недвижимости
Объекты сравнения | Площадь, м2 | Местоположение | Состояние | Транспортная доступность | Стоимость оборудования, тыс. р. | Цена продажи, тыс. р. | ЦКХ, тыс. р. | Поправки в долях | Скорректированная цена, тыс. р. | |||
оборудование | площадь | по местоположению | по состоянию | по транспортной доступности | ||||||||
Объект оценки | отд. | хор. | гл. | – | – | – | – | – | – | – | ||
А1 | с/о | хор. | гл. | 90,4 | 0,85 | 76,9 | ||||||
и т.д. |
ЦКХ – цена, приведенная по количественным характеристикам (по стоимости оборудования и площади), тыс. р.
Поправки на состояние объекта и условия транспортной доступности необходимо определить путем анализа подобранных аналогов (см. табл. 4.7, гр. 1–9). Для этого используется метод парных продаж.
Под парной продажей подразумевается продажа двух объектов, в идеале являющихся точной копией друг друга, за исключением одной характеристики, наличием которой и объясняется разница в ценах этих объектов.
При определении поправок необходимо учесть:
1) поправки определяются исходя из цен, приведенных к оцениваемому объекту по количественным характеристикам;
2) подбираются пары аналогов, имеющие только одно отличие, например одинаковое местоположение и транспортная доступность, но разное состояние;
3) при определении поправок по той или иной характеристике всегда делить цены аналогов с одинаковой с объектом оценки характеристикой на цену аналога с отличающейся характеристикой.
После определения поправок необходимо сделать вывод о различиях в ценах за счет той или иной характеристики (состояние и транспортная доступность) в процентах для каждого района города.
Данный метод позволяет рассчитать поправку на отличающуюся характеристику и затем использовать ее для корректировки на этот параметр цены продажи сопоставимого с объектом оценки объекта-аналога.
Скорректированные цены аналогов определяются с учетом всех поправок (гр. 13 табл. 4.7 определяется умножением гр. 9 на гр. 10, гр. 11, гр. 12). Затем необходимо провести согласование полученных цен. Для этого анализируются описанные в п. 4.4.1 показатели, а также рассчитывается скорректированная цена с учетом весовых коэффициентов.
Для расчета весовых коэффициентов применяется метод расстановки приоритетов (см., например, [5, c. 45–54]).
При этом сравниваются пары сопоставимых продаж на основе оценки их влияния на итоговую стоимость объекта оценки. По данным принимаемой системы сравнений формируется квадратная матрица А = || а ij ||,
где а ij – числовая мера, определяющая степень превосходства влияния на результат оценки одной сопоставимой продажи (Х i) над другой (Х j).
а ij = {1,5 если Хi > Хj ; 1,0 если Хi = Хj ; 0,5 если Хi < Хj}.
В завершение данного подраздела необходимо вывести результат стоимости объекта, оцененный в рамках сравнительного подхода. Для этого находится среднее арифметическое между пятью ценами, полученными в процессе согласования.